Материки и части света 7 класс – План-конспект урока по географии (7 класс) на тему: Урок «Материки и части света» по ФГОС 7 класс.

План-конспект урока по географии (7 класс) на тему: Урок "Материки и части света" по ФГОС 7 класс.

Учитель географии Кузнецова Е.И

                                                                               школа 282 Санкт-Петербург

Тема урока: « Материки и части света»   7 класс (по ФГОС)

Тип урока: изучение нового

Цель урока: создать условия для формирования УУД:

Личностных (самоопределение),  познавательных (общеучебные, логические), коммуникативные  (планирование, постановка вопросов, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, регулятивных (целеполагание, планирование, контроль, оценка).

Задачи: 

  • способствовать формированию мотивации изучения темы путем создания проблемной ситуации  через работу с заданиями-определителями, картами атласа;
  • организовать групповую работу учащихся по анализу и переработке текстовой информации;
  • актуализировать знания учащихся через их участие во фронтальном опросе и работе с  контурными  картами, заданиями в тетради-тренажере;
  • организовать рефлексию учащимися собственной деятельности путем работы с кроссвордом и текстом с выбором правильного ответа;
  • организовать самооценку учащимися своей деятельности.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы;
  • учащиеся осознают ценность географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
  • учащиеся осознают какое значение имеет для них тема урока.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • учащиеся умеют осуществлять постановку учебной задачи;
  • учащиеся умеют контролировать правильность своих действий;
  • учащиеся умеют корректировать свои действия.

Познавательные:

  • учащиеся умеют принимать цели учебной деятельности и осуществлять поиск её выполнения;
  • учащиеся владеют навыками смыслового чтения;
  • учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы.

Коммуникативные:

  • учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество;
  • учащиеся умеют достаточно четко выражать свои мысли.

Предметные:

  • учащиеся умеют анализировать картосхему «Материки и части света» и сопоставлять границы материков и частей света
  • учащиеся умеют наносить на контурную карту границу между Европой и Азией
  • учащиеся умеют прослеживать по географическим картам границы частей света, определять страны, территория которых расположена в нескольких частях света.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводно-мотивационный этап

Актуализация знаний по теме.

Организация вводной беседы.

Создание учебной мотивации.

- Электронное приложение к учебнику:  

слайд 1 (беседа)

- Задания в тетради – тренажере (с.4 зад.1-4; с.5 зад8)

- Электронное приложение к учебнику:

слайд 2 – Представление проблемы в виде картосхемы, организует работу по проблеме

- Ввод темы урока. Организация учащихся в целеполагании. слайд 3.

Рассказ учителя : слайд 4,5

Вспоминают   ранее известные знания по изучаемой теме.

Просмотр слайдов. Участие в беседе и опросе.

- Смотрят и отвечают на вопросы (беседа)

- Отвечают на задания в тетради-тренажере

 ( фронтальный опрос)

- Определение  проблемы и ее актуальности.

- Смотрят и отвечают на вопросы, выдвигают свои версии.

-  Слушают рассказ учителя. Участвуют в целеполагании

Технологический  этап

Организация работы по освоению новых знаний.

Организация работы в парах по выполнению практической работы

Организация работы с текстом и картами атласа

Сопоставление полученный информации и выстраивание логической цепочки.

Практическая работа. Проследить по географическим картам границу частей света (между Европой и Азией):

1. получают маршрутные листы и раздаточный материал приложение 1

2.Задание 1.По предложенному тексту определить географический объект, по которому проходит граница между Европой и Азией

3. организация представления полученных результатов по 1-ому заданию работы в группах.

 Задание 2.

 4. Работа по составлению кроссворда.

организация представления полученных результатов по 2-ому заданию работы в группах.

5. Обобщение. Организация систематизации полученных знаний  и их взаимопроверке

                                   

 Задание 3.

6.  По фрагментам карты определить, какие государства расположены в разных частях света.

Выполнение заданий в парах

Чтение текста, его осмысление, систематизация информации, заполнение таблицы, схемы, составление кроссворда

Организация промежуточной диагностики и  работы с картами

Просмотр слайда 8, обсуждение в парах,

исправление допущенных ошибок

1. знакомятся с их содержанием, задают вопросы по оформлению

2. определяют географический объект, выделяют ключевые слова, которые послужили подсказкой для ответа на задание, заполняют таблицу,

3.называют и показывают определенные части границы между Европой и Азией на карте.

4.составляют кроссворд. Записывают ответы в маршрутный лист.

слайд 6.  Представляют свою работу через проектор на компьютере, показывают их на карте

5. Систематизируют  полученные знания

по схеме«Фишбон».

Самооценивание. Проверяют себя, сопоставляя свои ответы с картой слайд  8.

6. Слайд 9. Анализируют карту и дают ответ с обоснованием, показывают эти государства на карте

Рефлексивный этап

приложение 2.

1.Систематизируют   и  закрепляют полученные знания, выполняя задание «Вычеркни лишнее»

2. Организация обсуждения итогов работы

Домашнее задание.  Выполнить задание №1 на конт. карте, стр 2-3

Для тех, кто хочет узнать больше, будут высланы вопросы «Интеллектуального марафона».Ответы прислать по эл/ почте .

1.Читают текст и выполняют задание

2. заполнение анкеты

3. сдают маршрутные листы и анкету.

Ход урока

Приветствие,  подготовка рабочего места

1.Вводно-мотивационный этап

 Электронное приложение к учебнику  Слайд  1. 

Сопоставьте картосхемы «Материки и части света»:

1. Назовите и покажите на карте материки. Сколько выделяют материков?

2. Назовите и покажите на карте части света. Сколько выделяют частей света? 

Задания в тетради – тренажере (с.4 зад. 1-4; с.5 зад.8)

Слайд  2.

1. Совпадают ли границы материков и частей света?

 2. Посмотрите внимательно на картосхему и подумайте, какую задачу нам предстоит решить  на сегодняшнем уроке?


3.  Как вы считаете, необходимо ли нам знать какие географические объекты находятся, например, в Европе, какие в Азии? Выскажите свое мнение. У кого есть затруднения в ответе на этот вопрос, обратитесь к тексту учебника на стр 11.

 Слайд3.

Например,в Европе существует известная организация «Евросоюз», которая объединяет 28  государств. Они объединились для совместной хозяйственной деятельности. Есть свое правительство – Европейский парламент. Членами Евросоюза могут стать только европейские страны.

Электронное приложение к учебнику   Слайд 4.

Древнегреческие ученые выделили только 2 части света (Европа и Азия). Европа – страны к западу от мест поселения греков, Азия - к востоку. После того как древние римляне завоевали южное побережье Средиземного моря, появилось название третей части света - Африка. Европа Азия и Африка - Старый свет.

 В конце 15в. Колумб открыл новые заатлантические земли, они получили название Америка. Хотя Северная и Южная Америка отличаются по природным условиям. Эти земли назвали Новым светом.

В 17-м веке голландские мореплаватели открыли пятую часть света — «Терра Аустралис Инкогнита» («Неизвестную Южную Землю») — Австралию.

         Берегов Антарктиды (то есть «Земли, лежащей напротив Арктики») в начале 19-го века впервые достигли корабли под командованием русских моряков Ф. Ф. Беллинсгаузена и

М. П. Лазарева. Так была открыта шестая часть света.

Вы правильно определили цель урока. Нам предстоит проследить как проходит граница между Европой и Азией и определить страны, территория которых расположена в нескольких частях света.

В Уральских горах, там, где проходит условная граница между Европой и Азией, установлено несколько обелисков. И бывает так, что туристы, фотографируясь около этих обелисков, стоят одной ногой в Европе, а другой — в Азии. Есть на Урале и две ж/д станции с названиями «Европейская» и «Азиатская». Но это не значит, что граница проходит именно между ними. Вопрос этот вовсе не такой уж простой, как кажется вначале, и пограничные европейско-азиатские столбы поставлены не совсем удачно. Задача  непростая, так как граница эта условная, в течение многих лет она менялась. Слайд 5.

Многие взрослые затрудняются ответить на вопросы:

- Кавказ – это Европа или Азия? или что считать высочайшей европейской вершиной — Монблан или Эльбрус? Какова точная площадь Европы и Азии?

          Оказывается, европейско-азиатскую границу нельзя провести с точностью  даже до километра, потому, что в природе между Европой и Азией нет резкого перехода. Климат в Европе у границы с Азией такой же, как и в Азии, у границы с Европой, почвы такие же, в растительности также нет большой разницы.

Географы решили, что такое положение должно быть исправлено и договорились, как будет проходить между Европой и Азией.  Мы сегодня узнаем их решение.

2.  Технологический этап

Практическая работа. «Проследить по географическим картам границу между Европой и Азией»

Работаем в парах.

Перед вами маршрутные листы.    В них  задания, с помощью которых вы определите по каким географическим объектам проходит эта граница. Узнайте объект и запишите его в таблицу. С помощью условных знаков ответьте на вопросы.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ                            «Условная граница между Европой и Азией»

Класс 7____                                        ф.и.   1._________________________________

                                                          2._________________________________

Приложение 1. 

1.Прочитайте внимательно текст. Выделите  для себя ключевое слово или фразу, которое поможет вам определить по каким географическим объектам проходит граница. узнайте объект и запишите его в таблицу. С помощью условных знаков ответьте на вопросы.

Название

природного объекта

Ключевое

слово и фраза

Поставьте

 « V » (да),

если уже знали

поставьте «+» , если узнал новое

поставьте « – » , если думал иначе

1.

2.

3.

4.

5.

Промежуточный контроль.  

2.  Один из учащихся озвучивает ответ, другой показывает их на карте.

Условная граница между Европой и Азией проходит по разным географическим объектам. Для дальнейшего определения границы предлагаю вам составить небольшой кроссворд.

Что бы это значило?

1. Самое мелкое море в мире. Расположено на востоке Европы

2. "Цветное" море. На его берегу расположен город - столица зимней Олимпиады 2014

3. Пролив между Азовским и Черным морем.  На его берегу расположен город-герой Керчь

4. В этом море ловят рыбу жители трёх частей света

5. Один из самых узких проливов в мире. Вместе с проливом Дарданеллы соединяет Чёрное море

    со Средиземным морем

Промежуточный контроль. Слайд 6. Один из учащихся заполняет кроссворд на компьютере, другой показывает этот объект на карте.

3. Систематизация и обобщение знаний. Мы определили основные географические объекты по которым проходит условная граница между Европой и Азией. Давайте систематизируем наши знания. Заполним схему.

Слайд 7. Систематизация знаний. Схема Фишбон. Заполняют самостоятельно.

 Взаимопроверка. Слайд 8.   Проверьте, правильно ли определили границу.

Вывод.  Чтобы Урал и Кавказ не разрывались на части, а целиком относились к той части материка, с которой они больше связаны геологической историей,  решено

Урал целиком относить к Европе, а Кавказ — тоже целиком — к Азии. Азовское море следует считать европейским.

4.  Оказывается, есть еще один интересный вопрос, связанный с условной границей между Европой и Азией. Наша страна  к этому имеет непосредственное отношение. Кто догадался о чем речь? Правильно есть страны, территории которых лежат в двух частях света.

Слайд 9. Давайте посмотрим на карту и определим, что же это за страны?

 Один из учащихся озвучивает ответ, другой показывает их на карте.

Не забывайте заполнять таблицу.

- Как вы думаете, мы справились с задачей урока? У кого есть вопросы?

3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП

Собрать маршрутные листы и раздаточный материал.

Выдать текст задания. (выполняется на оценку).

 Приложение 2. Слайд 10.

 Вычеркните лишнее и продолжите текст:

Граница между Европой и Азией -  условная линия. Она проходит от (Карского, Баренцева) моря, по (западному, восточному) склону Уральских гор, на - юге вдоль реки (Урал, Эмба), до Каспийского моря, по северному и северо-западному берегу Каспийского моря до устья реки Кумы., а затем по Кумо – Манычской впадине (севернее, южнее) Кавказских гор до реки Дон, далее по (восточному, западному) берегу Азовского моря к Черному морю через пролив Босфор_______________________________________

_____________________________________________________________________________

Понравился ли вам урок?  Заполнение анкеты

 ЛИСТ САМОАНАЛИЗА

Я узнал(а)…

Мне было интересно…

Мне захотелось…

Домашнее задание. Ознакомится с п.2, ответить на вопросы. Выполнить задание 1 на контурной карте стр.1-2. Для тех, кто хочет узнать больше, я вышлю на вашу электронную почту вопросы «Интеллектуального марафона». Ответы должны быть присланы к следующему уроку.

nsportal.ru

Части света — урок. География, 7 класс.

Кроме естественного деления суши на материки и острова существует и условное, культурно-историческое подразделение её на части света.

Части света — исторически сложившиеся регионы Земли, включающие материки или их крупные части вместе с близлежащими островами.

Части света (в млн км²)


На одном материке Евразии располагаются две части света — Европа и Азия. Условная граница между ними проходит по Уральским горам, реке Эмбе, Каспийскому морю, Кумо-Манычской впадине севернее Кавказа, по Азовскому и Чёрному морям, по проливам Босфор и Дарданеллы. Два материка — Северная и Южная Америка — образуют одну часть света — Америку.

 

 

Таким образом, частей света, как и материков, шесть: Азия, Америка, Африка, Антарктида, Европа, Австралия с Океанией.

Названия частей света

Ещё в Античной Греции известные земли было принято делить на западные и восточные. Территории, которые лежали к западу от Эгейского моря, они назвали Европой, восточные — Азией. Название Европа происходит от ассирийского слова эреб — «запад», а название Азия — от слова асу — «восток».

 

Однозначного мнения касательно того, как возникло название Африка, у учёных нет. Первоначально Африкой называли территорию вокруг Карфагена, а затем — современную Северную Африку. Весь материк называть Африкой начали только в Средние века.

 

Материк Австралия получил своё название ещё в Античности, когда считалось, что в Южном полушарии существует неизвестная южная земля — Terra Australis Incognita (Australis в переводе с латыни означает «южный»).

Америка получила своё название в честь Америго Веспуччи, который первым высказал мысль о том, что она является совершенно новой частью света. До этого, благодаря заблуждениям Христофора Колумба, который считал, что открыл западный морской путь в Индию, эта территория носила название Вест-Индия.

 

Антарктида была открыта только в \(1820\) г., поэтому получила своё название последней. Название образовалось от греческих слов anti — «против» и arktikys — «северный».

www.yaklass.ru

"Материки и части света", 7 класс (УМК "Сфера")

Урок №3

Технологическая карта урока географии

Дата:

Тема

Материки и части света.

Цель урока

достичь образовательных результатов:

Личностный результат – осознавать практическую и личностную значимость учебного материала

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

Предметный результат – знать, когда появилось деление на части света, отличие части света от материка

Задачи урока

1) Сформировать знания о географической и историко-культурной составляющей понятий «материк» и «часть света» и об отличиях материков и частей света;

2) Продолжить работу по обучению учащихся работе с текстом и рисунками учебника как с источниками новых знаний;

3) Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;

4) Отрабатывать умения анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в группе.

Планируемые результаты:

Предметные

Анализировать карту (картосхему «Материки и части света») и сопоставлять границы материков и частей света.

Наносить на контурную карту границу между Европой и Азией.

Прослеживать по географическим картам границы частей света.

Определять страны, территория, которых расположена в нескольких частях света

УУД

Познавательные УУД

1. Анализировать карту и сопоставлять границы материков и частей света.

2.Находить информацию в Интернете и других источниках.

3. Анализировать особенности проявления природной зональности

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

5. Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. 6. Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач.

Личностные УУД

1. Становление основ новых знаний, принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых в жизни знаний

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Формы работы

Индивидуальная, групповая

Основные понятия

Части света

Источники информации

А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов География. Земля и люди. 7 класс

Атлас География. Земля и люди. 7 класс

Ресурсы

Рабочий лист, мультимедийная презентация

Организационный этап

Включить обучающихся в учебную деятельность

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! Улыбнитесь друг другу, а теперь мне.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала

Фронтальный опрос:

Давайте вспомним с вами некоторые вопросы, которые нужны будут нам на уроке:

Задание 1. «Золотая рыбка»

Перед вами находятся рыбки с терминами, нужно выбирать рыбку и давать определение термину. Среди рыбок есть одна золотая, на ней сразу стоит пятерка.

Термины на рыбках:

  1. Материк – это

  2. Океан – это

  3. Второй по площади материк – это

  4. Третий по площади океан – это

  5. Пятый по площади океан – это

  6. Название этого океана произошло от имени мифического героя – это

  7. Название этого материка произошло от двух финикийских слов «Эреб» и «Асу»

  8. Самый маленький океан – это

  9. Название этого материка произошло от латинского слова “Australis”

Задание 2. Работа на интерактивной доске «Собери карту»

Задание 3. Реши тест

1. Установите соответствие между названием материков и их географическим положением относительно экватора.

Материк Географическое положение

1. Евразия А. северные материки

2. Африка Б. южные материки

3. Южная Америка

4. Австралия

5. Северная Америка

6. Антарктида

1

2

3

4

5

6

2. Расставьте названия материков в порядке увеличения их площади

1. Евразия

2. Африка

3. Южная Америка

4. Австралия

5. Северная Америка

6. Антарктида

1

2

3

4

5

6

3. Океан, омывающий Евразию с юга_______________________________________________________

4. Океан, омывающий Австралию с запада __________________________________________________

5. Материк, пересекаемый экватором в северной части _______________________________________

6. Материк, который омывают все четыре океана ____________________________________________

7. Материк, омываемый только водами Атлантического и Тихого океанов_______________________

Молодцы! Вы активно работали.

Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого сформулировать тему урока, цель урока и план урока, а так же подвести обучающихся к проблемном у вопросу

Посмотрите, на две эти карты, чем они различаются (дети высказываются)


Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

(дети высказываются)

А как может называться тема нашего урока? (дети высказываются)

Давайте посмотрим, как она называется в нашем учебнике, параграф 2, страница 8.

Запишем тему урока в рабочий лист.

А какую цель поставим? (ответы детей) Запишите в свой рабочий лист цель урока.

Чтобы достичь цели урока, нам нужно наметить план действий.

Какой вопрос будет у нас главным на уроке?

План урока

Чтобы его решить нужно ответить на какие вопросы? Давайте заполним схему

Чем материк отличается от части света

Когда свет стали делить на части

Сколько сейчас частей света

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала

Приступаем к реализации нашего плана. Как всегда работаем с чем? (ответы детей)

Работаем по группам. Первая группа – первый ряд, вторая – второй, третья – третий ряд.

Каждая группа получает задание и работает с ним в течение 5 минут. Затем группа отчитывается.

Задание 1 группе

Найдите ответы на следующие вопросы, для этого используйте текст пункта 1, параграфа 2 (страница 10). Ответы запишите в таблицу:

Вопросы

Что такое часть света?

Где и когда впервые стали применять термин «части света»

Какие части света относятся к Старому Свету? Почему?

Какие части света относятся к Новому Свету?

Задание 2 группе

Найдите ответы на следующие вопросы, для этого используйте текст пункта 2, параграфа 2 (страница 11). Ответы запишите в схему:

Задание 3 группе

Найдите ответы на следующие вопросы, для этого используйте текст пункта 3, параграфа 2 (страница 11), а так же ответы первой группы. Ответы запишите в схему:

Чем отличается материк от части света?

Что лежит в основе деления суши на части света?

___________________________________________________________________________________

Что лежит в основе деления суши на материки?

____________________________________________________________________

Материки Земли:

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Части света:

_____________________________________________________________________________________________________________________________

Отчет групп. Пока группа отчитывается, две другие делают записи в рабочий лист

Молодцы! Все справились с заданием. (физминутка)

Давайте подведем итог, что мы узнали о материках и частях света (ответы детей)

Этап первичной проверки понимания изученного

1.Установить правильность и осознанность изученного материала.

2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся

Давайте попробуем ответить на следующий вопрос:

Почему количество частей света, в отличие от количества материков менялось с течением времени? (ответы детей)

Давайте выполним задание в контурной карте, странице 2-3, задание 1.

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

И так, мы с вами проделали большую работу. Скажите, мы достигли поставленной цели? Мы достигли поставленной цели?

А что мы делали сегодня на уроке, чтобы достичь поставленной цели?

Подведите итог, того что вы узнали сегодня на уроке (ответы детей).

Этап информации о домашнем задании

Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Параграф 2

По желанию

Вопрос 3 из блока «Вопросы и задания», стр.11

Этап подведения итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Давайте подведем итог урока и оценим нашу работу. Кого можно выделить сегодня на уроке?

Используя «Лист самооценки», оцените свою работу на уроке

Этап рефлексии

Обеспечить усвоения обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества

Ребята я хочу обратить внимание на слайд, скажите, какая фраза лучше всего отражает вашу деятельность на уроке, что больше всего подходит вам:

Принцип «Микрофон»

(Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).

На уроке я работал активно / пассивно

Своей работой на уроке я доволен / не доволен

Урок для меня показался коротким / длинным

За урок я не устал / устал

Мое настроение стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был полезен / бесполезен

интересен / скучен

infourok.ru

Презентация по географии по теме "Материки и части света"

Ч

А

С

Т

И

С

В

Е

Т

А

М

А

Т

Е

Р

И

К

И

И

Поверхность земного шара - 510 млн.км ²

149

Млн.км ²

Материки – крупнейшие массивы суши Земли,

окруженные со всех сторон океанами и морями

Материки

Евразия

54 млн. км ²

Африка

30,3 млн. км ²

Северная Америка

24,2 млн. км ²

17,8 млн. км ²

Южная Америка

14 млн. км ²

Антарктида

9 млн. км ²

Австралия и Океания

Части света – исторически сложившиеся названия

географических объектов. Включают материки и

относящиеся к ним острова

Части света

(«Эреб» - закат)

Европа

(«Асу» - восход)

Азия

(«пенная», «жаркая»)

Африка

Америка

(«Южная»)

Австралия

(«противомедвежья»)

Антарктида

Суша в океане.

полуострова

острова

материки

архипелаги

Остров – это часть суши,

окруженная со всех сторон водой.

Архипелаг -

это группа островов,

находящиеся близко друг от друга.

Материк-это огромный участок суши в Мировом океане

Полуостров – это часть суши,

окруженная с 3-х

сторон водой.

О . Гренландия

О. Мадагаскар

П-в Камчатка,

Аравийский.

Малайский арх.

Суша в океане.

Острова, архипелаги и полуострова

Острова по происхождению

п/о Индостан

п/о Сомали

Вулкани-ческие

Корал-ловые

о. Шри-Ланка

о. Мадагаскар

Матери-ковые

Приложение 1 стр. 265 – 266.

  • На Земле есть несколько стран, территория

которых расположены на двух материках.

Найдите их.

  • Есть и страны, которые лежат в двух частях

света. Найдите и их.

  • назовите, занимающую целый материк.
  • Назовите страну, занимающую большую

часть крупнейшего архипелага.

  • Мировой океан занимает 75% площади шара.
  • Материки – это огромные участки суши, со всех сторон или почти со всех окруженные водой. На Земле 6 материков.
  • Материки или их части вместе с близко расположенными к ним островами образуют части света. Частей света , как и материков, - 6.
  • В океанах Земли находятся десятки тысяч островов. По происхождению выделяют материковые, вулканические и коралловые острова.

Домашнее задание :

§ 1

videouroki.net

План-конспект урока по географии (7 класс) по теме: Материки, части света и страны

$ 2  Материки, части  света  и  страны

1. В  чем  различие  между  материком   и  частью  света

2. На  какой  карте  можно  увидеть  срвзу  все  страны  мира

1).   Поверхность  всего  земного  шара   составляет  520  мдн. Км кв.  Она  делится  на  материки  и  океаны.  Большая  часть  занята  океанами 2\3,  которые  объеденены  между  собой  и  образуют  мировой  океан.  На  долю  же  суши  приходится  всего   149 млн.км.кв. Как  вы  помните  их  всего  шесть: Африка, Австралия, южная Америка, северная Америка, Евразия… Что  такое  Материк???(крупнейший  участок  суши,  со  всех  сторон  окружен  водой).  

Наряду  с  делением  суши  на  материки, существует  условное  деление  ее  на  части  света.  Древнегреческие  ученые  делили  только  2  части  света  (Европа  и  Азия). Европа – страны  к  западу  от  мест  поселения  греков, Азия  - к востоку.. Во  время  селения  римлян,  завоевывающих  южное  побережье  Средиземного  моря,  появилось  название  третей  части  света  -  Африка. Европа  Азия  и  Африка  -  Старый  свет. В  конце  15в.  Колумб  открыл  новые   за  атлантические  земли, они  получили  название  Америка.  Хотя  Северная  и  южная  Америка  отличаются  по  природным  условиям. Эти  земли  назвали  новым  светом.  Еще  позднее  европейцам  стали  известны Австралия (17в), Антарктида (русскими  мореплавателями 19в.).Территория  почти  всех  материков  и  островов  разделена  между  собой  на  страны.

2).  Все государства  нашей    планеты, их  территория  и  столицы (главные  горда,  в  которых  размещаются  органы  власти), показаны  на  политической  карте  мира.

На  этой  карте  видно  что  что  государство, страна  занимает    цасть  поверхности  земного  шара  и  имеет  собственные  границы.  Часто  эти  границы  проходят  по  природным  рубежам- горам, рекам, озерам, когда  такой  границы  нет – государства  проодят  пограничную  полосу.  На  карте показаны как независимые  государства  так и колонии. На  протяжении  человечества  историческая  политическая  карта  мира менялась,  росло  число  независимых  государств, менялись названия  и  столицы. Пример:  Римская  Империя ,Киевская Русь,   Османская Империя.  Раньше  существовал  советский  союз теперь это 15  самостоятельных стран.

nsportal.ru

Материки Земли и части света: названия и описание

Материк — значительный массив суши, омываемый морями и океанами. В тектонике материки характеризуются как участки литосферы, имеющие континентальное строение.


Материк, континент или часть света? В чем разница?

В географии часто используется и другой термин, обозначающий материк — континент. Но понятия "материк" и "континент" — не синонимы. В разных странах приняты различные точки зрения на количество континентов, называемых континентальными моделями.

Таких моделей несколько:

  • В Китае, Индии, а также в англоязычных странах Европы принято считать, что континентов 7 — Европу и Азию они считают отдельно;
  • В испаноговорящих европейских странах, а также в странах Южной Америки подразумевают деление на 6 частей света — с объединенной Америкой;
  • в Греции и некоторых странах Восточной Европы принята модель с 5 материками — лишь теми, где обитают люди, т.е. кроме Антарктиды;
  • в России же и близлежащих к ней странах Евразии традиционно обозначают 4 — объединенные в крупные группы, континента.

(На рисунке наглядно представлены разные представления континентальных моделей на Земле, от 7-ми до 4-х)

Материки

Всего материков на Земле 6-ть. Перечислим их в порядке убывания по размеру площади:

  1. Евразия — крупнейший материк на нашей планете (54,6 млн кв. км)
  2. Африка (30,3 млн. кв. км)
  3. Северная Америка (24,4 млн. кв. км)
  4. Южная Америка (17,8 млн. кв. км)
  5. Антарктида (14,1 млн. кв. км)
  6. Австралия (7,7 млн. кв. км)

Все они разделяются водами морей и океанов. Четыре материка имеют сухопутную границу: Евразию и Африку разделяет Суэцкий перешеек, Северную и Южную Америку – Панамский перешеек.

Континенты

Отличие в том, что континенты не имеют сухопутной границы. Поэтому в таком случае можно говорить о 4-х континентах (одна из континентальных моделей мира), также в порядке убывания по размеру:

  1. АфроЕвразия
  2. Америка
  3. Антарктида
  4. Австралия

Части света

Термины "материк" и "континент" имеют научное значение, а вот термин "часть света" делит сушу по историко-культурному признаку. Частей света 6-ть, только в отличие от материков Евразия различается на Европу и Азию, а вот Северная и Южная Америка определяются вместе, как одна часть света Америка:

  1. Европа
  2. Азия
  3. Америка (и Северная, и Южная), или Новый свет
  4. Африка
  5. Австралия и Океания
  6. Антарктида

Говоря о частях света, имеют в виду и прилежащие к ним острова.

Отличие материка от острова

Определение материка и острова одинаково — часть суши, омываемая водами океана или морей. Но существуют существенные различия.

1. Размер. Даже самый маленький материк, Австралия, значительно больше по площади, чем самый большой в мире остров — Гренландия.

(Формирование материков Земли, единый материк Пангея)

2. Образование. Все материки имеют плиточное происхождение. По предположениям ученых некогда существовал единый материк — Пангея. Затем, в результате раскола, появилось 2 материка – Гондвана и Лавразия, которые в дальнейшем раскололись еще на 6 частей. Теория подтверждается как геологическими изысканиями, так и формой материков. Многие из них можно сложить в единое целое, как пазл.

Острова образуются разными способами. Есть те, которые, как и материки, располагаются на обломках древнейших литосферных плит. Другие образуются из вулканической лавы. Третьи — в результате деятельности полипов (коралловые острова).

3. Обитаемость. Все материки обитаемы, даже суровая по климатическим условиям Антарктида. Многие острова до сих пор остаются необитаемыми.

Характеристики материков

Евразия

Евразия — крупнейший материк, занимающий 1/3 часть суши. Здесь расположено сразу 2 части света: Европа и Азия. Граница между ними проходит по линии Уральских гор, Черному и Азовскому морю, а также проливам, соединяющим Черное и Средиземное моря.

Это единственный материк, который омывается всеми океанами. Береговая линия изрезана, она образует большое количество заливов, полуостровов, островов. Сам материк расположен сразу на шести тектонических платформах, потому и рельеф Евразии невероятно разнообразен.

Здесь находятся самые обширные равнины, самые высокие горы (Гималаи с г. Эверест), самое глубокое озеро (Байкал). Это единственный материк, где представлены сразу все климатические пояса (и, соответственно, все природные зоны) – от арктического с его вечной мерзлотой до экваториального с его знойными пустынями и джунглями.

На материке проживает ¾ населения планеты, здесь расположено 108 государств, из которых 94 имеют статус самостоятельных.

Африка

Африка — самый жаркий материк на Земле. Расположен на древнейшей платформе, поэтому большую часть площади занимают равнины, горы образуются по краям материка. В Африке находятся самая длинная река в мире — Нил и самая обширная пустыня — Сахара. Типы климата, представленные на материке: экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический.

Африку принято делить на пять регионов: Северную, Южную, Западную, Восточную и Центральную. На территории материка располагается 62 страны.

Северная Америка

Северная Америка омывается водами Тихого, Атлантического и Северно-Ледовитого океанов. Результатом движения тектонических плит стала сильно изрезанная береговая линия материка, с огромным количеством заливов, проливов, бухт и островов. Самый крупный остров — на севере (Гренландия).

Вдоль западного побережья тянутся горы Кордильеры, вдоль восточного — Аппалачи. Центральную часть занимает обширная равнина.

Здесь представлены все климатические пояса, кроме экваториального, что обусловливает разнообразие природных зон. Большинство рек и озер расположено в северной части. Крупнейшая река – Миссисипи.

Коренное население – индейцы и эскимосы. В настоящее время здесь расположено 23 государства, из них только три (Канада, США и Мексика) на самом материке, остальные – на островах.

Южная Америка

Южная Америка омывается Тихим и Атлантическим океанами. Вдоль западного побережья тянется длиннейшая в мире горная система – Анды, или Южноамериканские Кордильеры. Остальную площадь материка занимают плоскогорья, равнины и низменности.

Это самый дождливый материк, так как большая его часть расположена в зоне экватора. Здесь же находится самая большая и многоводная река в мире — Амазонка.

Коренное население — индейцы. В настоящее время на территории материка расположено 12 самостоятельных государств.

Австралия

Австралия — единственный материк, на территории которого расположена всего 1 государство — Австралийский Союз. Большую часть материка занимают равнины, горы расположены лишь вдоль побережья.

Австралия — уникальный материк, имеющий самое большое количество животных и растений – эндемиков. Коренное население — австралийские аборигены, или бушмены.

Антарктида

Антарктида — самый южный материк, полностью покрытый льдом. Средняя толщина ледяного покрова — 1600 м, наибольшая — 4000 метров. Если бы лед в Антарктиде растаял, уровень мирового океана сразу бы поднялся на 60 метров!

Большую часть материка занимает ледяная пустыня, жизнь теплится лишь на побережьях. Антарктида — еще и самый холодный материк. Зимой температура может опускаться ниже –80 ºC (рекорд –89,2 ºC ), летом — до –20 ºC.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Материки — урок. География, 7 класс.

Материки (континенты) — самые крупные участки суши.

Материков шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия. Континенты различаются размерами, очертаниями береговой линии, внутренним строением, рельефом.

 

Площадь материков в млн км²

 

Самый большой материк — Евразия, самый маленький — Австралия.


По положению относительно экватора и истории образования материки делят на северные и южные. К северным относятся Евразия и Северная Америка (бывшие в далёком прошлом единой Лавразией), к южным — Южная Америка, Африка, Австралия и Антарктида (бывшие единой Гондваной). В Северном полушарии континенты занимают \(39\) % поверхности, а в Южном — \(19\) %, поэтому Северное полушарие Земли можно назвать материковым, а Южное — океаническим.

 

 

Так как континенты расположены в разных широтах, они получают неодинаковое количество света и тепла, поступающего от Солнца. На формирование природы огромное влияние оказывает площадь материков и их взаимное расположение. Все материки почти полностью отделены друг от друга обширными водными пространствами. Только узкие полосы суши соединяют Африку с Евразией (Суэцкий перешеек), Северную Америку с Южной Америкой (Панамский перешеек). Евразия и Северная Америка отделены друг от друга узким Беринговым проливом.

 

Тепловые пояса Земли

 

Все материки, кроме Антарктиды и Австралии, имеют форму, сужающуюся к югу. Это оказывает влияние на климатические особенности в разных частях материка. Южная Америка, Африка и Австралия лежат в основном в жарком тепловом поясе, в умеренном поясе находятся лишь их небольшие южные узкие части. Северная Америка и Евразия широкими северными частями расположены в умеренном и холодном тепловых поясах, а узкими — в жарком.

www.yaklass.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о