Территории со смешанным режимом – —

46 Территория со смешанным правовым режимом: общая характеристика.

К территориям со смешанным режимом относят пространства Мирового океана – прилежащие зоны, континентальный шельф и исключительные экономические зоны. Отличительной особенностью статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства осуществляют в их пределах суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных живых и минеральных ресурсов.

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву экономическая зона – это район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В этом районе установлен специфический правовой режим.

Прилежащая зона – это часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных установленных областях.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. тоже признает право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой оно может осуществлять контроль, необходимый для:

Континентальный шельф – это морское дно, включая его недра, простирающееся от внешней границы территориального моря прибрежного государства до установленных международным правом пределов. Континентальный шельф с геологической точки зрения – это подводное продолжение материка (континента) в сторону моря до его резкого обрыва или перехода в материковый склон.

В Конвенции о континентальном шельфе от 1958 г. отмечено, что под континентальным шельфом понимаются поверхность и недра морского дна подводных районов вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет проводить разработку естественных богатств этих районов.

47 Международная территория: Общая характеристика.

К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами государственных территорий и находятся в общем пользовании. Статус и режим таких территорий определяется международным правом; государственный суверенитет на такие территории не распространяется, за исключением территорий искусственных островов, установок и сооружений, которые в соответствии с современным международным морским правом государство может строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.       К территориям с международным режимом относят открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей в соответствии с международными договорами государств (демилитаризованные территории, нейтрализованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике договором от 1 декабря 1959 г.       Типичным примером пространства с международным режимом является космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, находящиеся за пределами Земли. Космическое пространство открыто для исследования и использования любыми государствами в интересах всего человечества в соответствии с принципами и нормами международного права.

Открытое море - это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств и воздушное пространство над ним. Конвенция об открытом море 1958 г. указывает: «Слова „открытое море“ означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства» (ст. 1). «Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету» и «открытое море открыто для всех наций», т. е. находится в свободном пользовании всех государств.

studfile.net

территории со смешанным режимом - это... Что такое территории со смешанным режимом?


территории со смешанным режимом
террито́рии со сме́шанным режи́мом

пространства, которые не входят в состав государственных территорий, но на которые, однако, распространяются суверенные права определённых государств. К ним относятся континентальный шельф и морские экономические зоны шир. 200 морских миль от побережья соответствующего государства. Согласно Конвенции ООН по морскому праву (1982), за прибрежными государствами закреплены права на разведку и добычу природных ресурсов (минеральных, биологических и др.), а также на охрану природной среды.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.

.

  • территориальные воды
  • территория

Смотреть что такое "территории со смешанным режимом" в других словарях:

  • Территория со смешанным режимом — районы, не входящие в состав государственных территорий, но в отношении которых каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов, а также на охрану природной сферы этих районов. К территориям со… …   Элементарные начала общей теории права

  • ТЕРРИТОРИЯ СО СМЕШАННЫМ РЕЖИМОМ — район, не находящийся под суверенитетом государства и не входящий в состав государственной территории, но в отношении которого каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Русский язык на территории Украины — Николай Гоголь, русский писатель классик, уроженец Полтавщины Владимир Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», уроженец Луганска …   Википедия

  • Государственная территория — часть территории Земли, на которую распространяется суверенитет государства. Основными признаками государственной территории являются ее: а) принадлежность определенному государству и б) верховенство. Пределы государственной территории страны… …   Элементарные начала общей теории права

  • Граница — (Border) Содержание Содержание 1. Виды границ 2. Государственная 3. Установление границ 4. Обозначение границы 5. Регламентация пересечения границы 6. Охрана границы 7. Граница как объект архитектуры 8. Граница Граница — это реальная или… …   Энциклопедия инвестора

  • Посольство — …   Википедия

  • Колония — В Викисловаре есть статья «колония» См. также: Римская колония У этого термина существуют и друг …   Википедия

  • Международное гуманитарное право — Заседание Гаагской конференции 1907 г. Международное гуманитарное право (право войны, право вооруженных конфликтов) совокупность международно правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства… …   Википедия

  • Анклав — C  анклав страны А, окруженный её территорией. Он же  эксклав страны B. Анклав (лат. inclavatus  «закрытый, запертый», лат. clavis  …   Википедия

  • Оккупация — У этого термина существуют и другие значения, см. Оккупация (значения). Оккупация (от лат. occupatio  «захват, занятие») в общем случае  занятие вооружёнными силами государства не принадлежащей ему территории, не сопровождающееся… …   Википедия

dic.academic.ru

Территории со смешанным режимом. — Студопедия.Нет

К территориям со смешанным режимом относятся исключительная экономическая зона и континентальный шельф.

Исключительная экономическая зона представляет собой пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На исключительную экономическую зону распространяются два вида норм права, с одной стороны нормы национального права, а с другой стороны нормы международного права.

Прибрежное государство имеет в отношении исключительной экономической зоны суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах; в целях управления этими ресурсами; юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды.

Международное право в исключительной экономической зоне предоставляет другим государствам свободу судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов. По соглашению с прибрежным государством другие государства могут участвовать в промысле живых ресурсов исключительной экономической зоны.

18 ноября 1998 года был принят Федеральный Закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации». Закон содержит определение и границы исключительной экономической зоны РФ, вопросы делимитации с сопредельными государствами, основные понятия и определения, права России в исключительной экономической зоне и компетенцию федеральных органов государственной власти.

Континентальный шельф в международном праве определяется как морское дно и его недра, расположенные за внешней границей территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или до 200 морских миль, когда внешняя граница окраины материка не распространяется на такое расстояние.

Прибрежное государство распространяет суверенные права в отношении разведки и разработки его ресурсов.

Прибрежное государство обладает исключительным правом на разрешение и регулирование бурильных работ на шельфе для любых целей.

В России 25 октября 1995 года принят Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации», который охватывает вопросы изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов, изучение и использование живых ресурсов, создания искусственных сооружений и прокладки подводных кабелей и трубопроводов.

 

Международные территории.  

К международным территориям относятся открытое море, морское дно и недра под ним а также воздушное пространство, лежащее над ним; Антарктика; космическое пространство и небесные тела.

В отношении этих территорий действует международный режим, который определяет их правовой статус.

Открытое море представляет собой морское пространство, находящееся за пределами исключительных экономических зон прибрежных государств.

Открытое море реализуется для мирных целей. Свобода открытого моря включает: свободу судоходства; полетов; прокладки подводных кабелей и трубопроводов; возведение искусственных островов; установок и сооружений; научных исследований; рыболовства.

Антарктика (материк Антарктида) была открыта в 1820 году русскими мореплавателями М.П. Лазаревым и Ф.Ф. Беллинсгаузеном на парусных шлюпах «Восток» и «Мирный».

Правовое положение Антарктики регулируется Договором об Антарктике 1959 года, которое устанавливает международный режим в этом регионе.

Антарктика является демилитаризованной и нейтрализованной территорией.

Антарктика свободна для научных исследований.

Договор об Антарктике запрещает проведение любых ядерных взрывов и удаление радиоактивных материалов.

Механизм обеспечения соблюдения правового режима Антарктики предполагает обязательное уведомление о всех экспедициях, совершаемых судами или гражданами, о любом военном персонале или оснащении, предназначенном для направления в Антарктику.

Мадридский Протокол 1991 г. об охране окружающей среды объявляет Антарктику природным заповедником, предназначенному для мира и науки.

Космическое пространство и небесные тела являются также территориями с международным режимом.

Более подробно о международно-правовом режиме данных территорий рассказывается в следующей лекции.

 

 

Документы:

 

1. Декларация о неприкосновенности границ, от 7 августа 1993 г.

 

Учебная литература:

 

1. Международное право: Учебник / отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов, - М.: Международные отношения, 1995 г.

2. Международное публичное право: Учебник / под ред. К.А. Бекяшева, - М.: Проспект, 2003 г.

3. Международное право: Учебник / отв. Ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов, - М.: Норма, 2002 г.

 

Дополнительная литература:

 

1. Бабурин С.Н. Территория государств. Правовые и геополитические проблемы. М. 1997 г.

 

 

Лекция 15

 

studopedia.net

ТЕРРИТОРИЯ СО СМЕШАННЫМ РЕЖИМОМ - это... Что такое ТЕРРИТОРИЯ СО СМЕШАННЫМ РЕЖИМОМ?


ТЕРРИТОРИЯ СО СМЕШАННЫМ РЕЖИМОМ
- район, не находящийся под суверенитетом государства и не входящий в состав государственной территории, но в отношении которого каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этого района. К Т. со ср. относятся континентальный шельф и экономическая морская зона. Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ, на всем протяжении ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега. Порядок осуществления суверенных прав на шельфе определяется Федеральным законом от 30 ноября 1996 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации". Права субъектов РФ в эксплуатации ресурсов континентального шельфа осуществляются соответственно их вкладам в разработку этих ресурсов.

Экономическая морская зона - это морское пространство шириной до 200 миль от берега. В этих пределах прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов. Правовой режим экономической морской зоны базируется на принципах и нормах, относящихся к режиму открытого моря (свобода судоходства, полетов и др.).

(В.Ч.)

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература. В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец. 2002.

  • ТЕРРИТОРИЯ С РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫМ ПОСЕЩЕНИЕМ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
  • ТОЛКОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смотреть что такое "ТЕРРИТОРИЯ СО СМЕШАННЫМ РЕЖИМОМ" в других словарях:

  • Территория со смешанным режимом — районы, не входящие в состав государственных территорий, но в отношении которых каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов, а также на охрану природной сферы этих районов. К территориям со… …   Элементарные начала общей теории права

  • Территория — У этого термина существуют и другие значения, см. Территория (значения). Территория (лат. territorium)  часть поверхности земного шара с определёнными границами. Территорией прежде всего называется земельное пространство, на которое… …   Википедия

  • Государственная территория — часть территории Земли, на которую распространяется суверенитет государства. Основными признаками государственной территории являются ее: а) принадлежность определенному государству и б) верховенство. Пределы государственной территории страны… …   Элементарные начала общей теории права

  • Глава 15. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц — Глава 15 ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ Действие нормативно правовых актовВремя действия закона (правовое время) …   Элементарные начала общей теории права

  • Граница — (Border) Содержание Содержание 1. Виды границ 2. Государственная 3. Установление границ 4. Обозначение границы 5. Регламентация пересечения границы 6. Охрана границы 7. Граница как объект архитектуры 8. Граница Граница — это реальная или… …   Энциклопедия инвестора

  • Организация экономического сотрудничества и развития — Страны  члены ОЭСР. Тёмно синим показаны страны основатели ОЭСР, голубым  страны, присоединившиеся к организации позже Организация экономического …   Википедия

  • Посольство — …   Википедия

  • Колония — В Викисловаре есть статья «колония» См. также: Римская колония У этого термина существуют и друг …   Википедия

  • Геноцид — Причинение смерти   Убийство Заказное убийство Массовое убийство Детоубийство Отцеубийство Причинен …   Википедия

  • Анклав — C  анклав страны А, окруженный её территорией. Он же  эксклав страны B. Анклав (лат. inclavatus  «закрытый, запертый», лат. clavis  …   Википедия

constitutional_law_russia.academic.ru

Пространства со смешанным правовым режимом, их виды.

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 32Следующая ⇒

 

 

Пространства со смешанным правовым режимом – это территории, находящиеся под суверенитетом или юрисдикцией определенного государства, но которые открыты для использования другими государствами в соответствии с международными договорами.

 

Это прост-во открыто для исследования и использования всеми гос-ми на основе равенства без какой бы то ни было дискриминации. Деятельность по исследованию и использованию должны осуществляться в соотв.с межд.правом, вкл.Устав ООН, в интересах поддержания межд.мира и безопасности и развития межд. сотрудничества и взаимопонимания. Запрещено испытание ядер-о оружия, а также размещение ядер-о оружия и любых др. видов оружия массового уничтожения. При иссл-и и использ-и гос-ва должны руководствоваться принципом сотруд-ва и взаимной помощи(Черноморский пролив, например). В практике межд.отношений демилитаризации и нейтрализации подвергались, в частности, пограничные зоны, межд.проливы и каналы, некоторые острова, а также отд. Города.

 

К территориям со смешанным правовым режимом относятся пространства Мирового океана – это прилежащие зоны, исключительные экономические зоны и континентальный шельф прибрежных государств.

 

Отличительной особенностью правового статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства осуществляют в их пределах суверенные права в целях разведки, разработки, эксплуатации и сохранения природных живых и минеральных ресурсов, права контроля за соблюдением в этих зонах правил, установленных прибрежными государствами, например таможенных в прилежащей зоне.

 

Кроме того, к территориям со смешанным режимом следует отнести международные реки, международные проливы, пересекаемые территориальными водами прибрежных государств, международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств и ряд территорий (островов), в отношении которых существуют международные договоры (например, Шпицберген).

 

Прилежащая зона - это район открытого моря, прилегающий к внешней границе территориальных вод и характеризующийся правом прибрежного государства осуществлять контроль и юрисдикцию в отношении нарушителей его таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, совершивших правонарушение в пределах его территории или его территориальных вод.

 

Правовой режим прилежащих зон регламентируется Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и национальным законодательством государств. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. ширина прилежащей зоны вместе с территориальными водами не должна превышать 24 морские мили. Одновременно прилежащая зона входит в район исключительной экономической зоны.

 

Таким образом, режим в прилежащей зоне характеризуется сочетанием права прибрежного государства на охрану своего правопорядка с правами других государств, пользующихся свободами открытого моря к прилежащей зоне.

 

Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31 июля 1998 г. определяет прилежащую зону РФ как морской пояс, который расположен за пределами территориального моря и прилегает к нему. Он устанавливает ширину прилежащей зоны в 24 мили от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

 

Исключительная экономическая зона - это морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

 

Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства, так и других государств в отношении этой части морского пространства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств.

 

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых так и неживых, в водах покрывающих морское дно, на морском дне и на его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны. Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет юрисдикцию в отношении: создания и использования искусственных островов установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды; другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией 1982 г.

 

Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17 декабря 1998 г. дает понятие и определяет границы исключительной экономической зоны РФ, а также права РФ в исключительной экономической зоне. В законе подчеркивается, что живые и неживые ресурсы исключительной экономической зоны находятся в ведении Российской Федерации, а деятельность по разведке и промыслу таких ресурсов, а также их охрана входят в компетенцию Правительства РФ.

 

Континентальный шельф - это продолжение морского берега под водой, образующего своеобразную полку континента, материковую отмель. Правовой режим континентального шельфа определяется положениями Конвенции о континентальном шельфе 1958 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и внутригосударственным законодательством прибрежных стран.

 

Согласно ст.76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

 

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенное право в целях разведки и разработки его ресурсов. Природные ресурсы шельфа включают минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы «сидячих» видов (крабы, устрицы, моллюски, водоросли, другие живые биоресурсы). Эти права исключительны, и если прибрежное государство не производит разработку ресурсов шельфа, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства. Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе любого прибрежного государства, определяя трассу для их прокладки с согласия этого прибрежного государства.

 

Правовой режим континентального шельфа РФ определен Федеральным законом «О континентальном шельфе РФ» от 30 ноября 1995 г.

 

Правовой режим международных рек и озер.К международным рекам относятся судоходные реки, которые до впадения в море пересекают территории нескольких государств и на основе международного соглашения открыты для торгового судоходства всех стран. Отдельные участки таких рек входят в состав территории каждого прибрежного государства и подчиняются суверенитету этого государства.

 

Особенность правового режима таких рек обусловлена тем, что они представляют собой единый природный комплекс и в тоже время поделены между разными государствами. Международная практика идет по пути выработки соглашений, касающихся использования конкретных международных рек, озер или их бассейнов.

 

Основополагающими правилами и правовыми принципами использования вод международных рек и озер являются: принцип суверенитета государства над своей частью водного бассейна, принцип справедливого водоиспользования, принцип непричинения ущерба природной среде или интересам другого прибрежного государства.

 

Международные проливы - это естественные морские проходы, составляющие часть мировых морских путей и используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря, включая исключительные экономические зоны, и другой частью открытого моря.

 

Проливы, которые ведут во внутренние воды государства или не используются для международного судоходства, не являются международными. Правовой режим таких проливов определяется законодательством припроливного государства. Правовой режим международных проливов, которых насчитывается более 200 (Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский, Малаккский, Магелланов, Цугару и др.), устанавливается на основе международно-правовых норм. В международной практике утвердился принцип свободы прохода судов и пролета летательных аппаратов в таких проливах. Этот принцип подразумевает открытость проливов для осуществления свободной и беспрепятственной морской и воздушной навигации всех государств. В силу международного обычая или на основе соответствующих международных договоров такой режим действует в большинстве из упомянутых выше проливах.

 

Международные морские каналы - это искусственно созданные морские пути, гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства. Цель их создания - сокращение протяженности морских путей, уменьшение рисков и опасностей мореплавания. Все существующие морские каналы проложены по территории отдельных государств и находятся под их суверенитетом. Международно-правовой режим установлен не для всех судоходных каналов, а только для некоторых, имеющих наиболее важное значение для международного судоходства. К числу каналов общемирового значения относятся Суэцкий, Панамский, Кильский, Коринфский.

 

 

Экзаменационный билет № 12

 

1. Правосубъектность международных организаций.

Международные организации являются субъектами международного права особого рода. Их правосубъектность не идентична правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета.

 

Международная организация, не обладая суверенитетом, источником своих прав и обязанностей в сфере реализации своей компетенции имеет международный договор, заключенный ме­жду заинтересованными государствами. Поэтому международ­ные организации как субъекты международного права вторич­ны, производны по отношению к государствам.

 

Организация становится субъектом, если государства-уч­редители наделяют организацию международными правами и обязанностями. Ее компетенция имеет специфический характер в том смысле, что права и обязанности международной ор­ганизации отличаются от прав и обязанностей государства. Если правосубъектность государства не ограничена ни в предмете правового регулирования, ни в объеме правомочий, то право­субъектность организации определена теми конкретными зада­чами и целями, которые установлены государствами в учреди­тельном акте, создающем организацию. В связи с этим каждая международная организация имеет свой, присущий только ей, круг прав и обязанностей. Однако несмотря на различия в ха­рактере и объеме прав и обязанностей, организации функцио­нируют в рамках международного права и имеют признаки, обеспечивающие правосубъектность международной организа­ции. Создание и функционирование международной организа­ции имеют правомерную основу, если соответствуют нормам международного права, в первую очередь — его основным прин­ципам. С одной стороны, ст. 5 Венской конвенции о праве меж­дународных договоров 1969 г. вводит международные организа­ции в сферу договорного регулирования, так как определяет применимость данной конвенции "к любому договору, являю­щемуся учредительным актом международной организации". С другой стороны, ст. 53 указанной Конвенции объявляет договор ничтожным, если в момент заключения он противоречит импе­ративной норме общего международного права. Международ­ные организации обязаны, в частности, придерживаться прин­ципов невмешательства во внутренние дела государства, суверенного равенства членов, добросовестного выполнения меж­дународных обязательств.

 

Каждой международной организации присуща договорная правоспособность, специфика и объем которой определяются ее уставом.

 

В современный период наиболее известными международ­ными организациями являются Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохра­нения (ВОЗ), Организация африканского единства (ОАЕ), Со­дружество Независимых Государств (СНГ) и другие.

 

В ряде случаев осуществляется правопреемство междуна­родных организаций, при котором с целью поддержания непре­рывности функций передаются определенные правомочия от прекратившей свое существование организации вновь учреж­денной государствами организации. Так, ООН была преемни­ком прав и обязанностей Лиги Наций по ряду международных договоров.

 

Международное право признает ответственность международных организаций в случае нарушения ими общепризнанных международно-правовых принципов и норм и заключен­ных ими международных договоров, положений учредительных актов.

 

 

2. Правовой статус Антарктики. Правовой статус Арктики.

 

Международно-правовой режим Антарктики определяется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Необходимость заключения договора об Антарктике была вызвана притязанием на данный материк Аргентины и Чили. В этой связи договор закрепил мораторий на притязания на земли материка и признал данную территорию как территорию с международным режимом. Статья 1 Договора провозгласила использование Антарктики только в мирных целях (демилитаризованная территория). В Антарктике провозглашается свобода всем заинтересованным государствам в осуществлении научных исследований. Статья 7 Договора допускает проведение любых инспекций со стороны Договаривающихся сторон на предмет исполнения положений договора.

 

Помимо самого Договора в его систему входят: Конвенция о сохранения морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.), Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), которая вызывает много возражений со стороны государств, и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (1991 г.), который определил Антарктику в качестве природного заповедника, установил ответственность за всеобъемлющую охрану живой среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем, а также закрепил любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований.

 

По своему правовому режиму Арктика является государственной территорией. Арктика представляет собой территорию, включающую в себя окраины Евразии, Северной Америки и Северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией. В основу ее деления положена «секторальная теория», предложенная США в 1924 г. В соответствии с указанной теорией сектор представляет собой морское пространство, основанием которого является сухопутная территория государства, а верхняя точка Северный полюс. Указанный сектор принадлежит пяти приарктическим государствам. Российский арктический сектор был провозглашен в 1926 г. постановлением Президиума ЦИК СССР, по которому все земли в секторе признавались территорией СССР.

 

Экзаменационный билет № 13

 

1. Иные субъекты международного права (вольные города, Ватикан). Вопрос о правосубъектности физических лиц и транснациональных корпораций.

 

1.К категории производных субъектов международного пра­ва принято относить особые политико-религиозные или поли­тико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относи­тельно самостоятельный международно-правовой статус.

 

Исторически известны вольные города, включая города Ганзейского союза в эпоху средневековья, затем Краков, кото­рый согласно Венскому трактату 1815г. был провозглашен воль­ным, независимым и совершенно нейтральным городом под по­кровительством России, Австрии и Пруссии (до 1846 г.). Вер­сальский мирный договор 1919 г. установил особый статус для Данцига (Гданьска), именовавшегося "свободным государством" (до 1939 г.). Намерения после второй мировой войны провозгла­сить особый международно-правовой режим для "свободной территории Триест" и для Иерусалима не были реализованы.

 

Единственный в своем роде международно-правовой ста­тус имел Западный Берлин в соответствии с Четырехсторон­ним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции фашистской Германии, а затем в усло­виях существования двух германских государств особые права и ответственность в отношении Западного Берлина, который поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ГДР заключило ряд соглашений с сенатом Западного Берлина. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берли­на в международных организациях и на конференциях, осуще­ствляло консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР учредил в Западном Берлине генеральное консульство. В связи с объединением Германии, оформленным Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, по­скольку он стал частью объединенной Федеративной Респуб­лики Германии.

 

В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно признанными бла­готворительными функциями. Их административные резиден­ции находятся в Риме. Ватикан и Мальтийский орден поддерживают дипломатические отношения со многими государства­ми мира, обмениваясь соответствующими представительства­ми. Российская Федерация имеет с ними официальные отноше­ния, осуществляемые через представляемые через представи­теля РФ при Ватикане, являющегося по совместительству пред­ставителем РФ при Мальтийском ордене.

Ватикан имеет представительства (постоянных наблюда­телей) при ООН, ЮНЕСКО, Международной организации тру­да, является членом ряда специализированных учреждений ООН (в частности, Всемирного почтового союза), участвует в отдель­ных многосторонних международных договорах, имеет с неко­торыми государствами специфические двусторонние договоры, именуемые конкордатами и затрагивающие преимущественно вопросы положения католической церкви.

Мальтийский орден имеет представительства при ЮНЕСКО и при ряде других международных организаций.

 

1.1. Вопрос о правосубъектности физических лиц и транснациональных корпораций.

Вопросы международной правосубъектности физического лица является одним из наиболее дискуссионных в современной науке международного права. До середины XX в. большинство ученых считали, что правосубъектность индивида полностью поглощается правосубъектностью государства, гражданином которого он является. Начиная с принятия 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека научное направление по признание международной правосубъектности человека приобретает все большее распространение. В советской доктрине признание человека субъектом международного права рассматривался как попытка вмешательства во внутренние дела государства. Такие взгляды местами сохранились и в отечественной науке международного права.

 

Международная практика все чаще доказывает, что индивид имеет международные права и обязанности. На основании многих международно-правовых актов по правам человека физическое лицо имеет право обращаться в внесудебные (Комитет по правам человека, Комиссия по правам человека и др.) и судебные (Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека) международные органы за защитой своих прав. Физическое лицо может нести международную уголовную ответственность за совершение международных преступлений.

 

Достаточно четко международная правосубъектность физического лица отмечается в решениях Суда Европейского Союза. В частности, Суд отметил: «Сообщество констатирует новый правовой порядок в международном праве, по которому преимущества государств по их суверенных прав ограничиваются, и субъектами признаются не только государства, но и граждане». Суд, в частности, установил, что многочисленные договора о Европейском Союзе прямо формулируют права и обязанности как государств, так и физических лиц.

 

Конечно, определенные в многочисленных международно-правовых актах по правам человека права и свободы физических лиц является, прежде всего, проявлением суверенной воли государств. Но для международной правосубъектности существенным является не то, кем разработаны права и обязанности, а их суть. Скажем, обязанности физических лиц не прибегать к пиратства, не использовать незаконно флаг вытекали из международных обычаев, которые лишь в 1982 г. были кодифицированы в конвенциях. За преступления против мира, против человечности ответственность в уставе Международного военного трибунала (Нюрнберг) было предусмотрено уже после их совершения. Ответственность за воздушное пиратство и похищение самолетов предусмотрена целой системой международных конвенций.

 

Транснациональных компаний

 

Сегодня ТНК, в которых доля внутрифирменной торговли составляет более трети мировой торговли решают не только экономические, но и принципиальные политические вопросы международного сотрудничества. Государственные мятежи, экономические кризисы в странах, объявления платежной несостоятельности, банкротства и т.д. часто является результатом, выполненным на заказ определенной ТНК.

 

В то же время ТНК, не обремененные бюрократическими структурами, достаточно оперативно могут решить как собственные, так и государственные проблемы. Благодаря собственным капиталам и технологиям они способны поднять экономику даже тех стран, которым не смогло помочь межгосударственное сотрудничество. Проблемы долгов развивающихся стран, сегодня решить практически невозможно без участия ТНК.

 

Через то, что некоторые ТНК, например «многонациональные компании», могут принадлежать государствам ли эффективно контролироваться ими, некоторые западные ученые, по аналогии с международными экономическими организациями, высказывают мнение о приобретении такими ТНК правосуб'єктних свойств.

 

Попытки регулировать деятельность ТНК осуществляются как отдельными государствами, так и группами государств и через международные организации. Общим положением является принцип, закрепленный в Хартии экономических прав и обязанностей государств (ст. 2): каждое государство имеет право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах своей национальной юрисдикции и принимать меры для того, чтобы такая деятельность не противоречила ее законам, нормам, постановлениям и отвечала ее экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела государства, что ее принимает. В последнем заявлении сторонники международно-правовой субъектности ТНК видят прямое для них международно-правовое обязательство. Но такие утверждения вызывают сомнения. Значительное большинство международных документов, принятых государствами и межгосударственными организациями относительно статуса и деятельности ТНК, имеют рекомендательный характер. А тому из них нельзя выводить юридические права или обязанности.

 

Самостоятельно, благодаря давления на государства ТНК добились немного большего: право участия в работе ряда международных организаций, право участия в подготовке документов некоторых международных форумов, участия на паритетных началах в решении проблемы «север-юг» и др. Кроме того, существуют договоры, которые заключают транснациональные компании с государствами, порой эти соглашения имеют большую юридическую силу, чем законодательные акты. В случае конфликта между государством и транснациональной компанией в международном арбитраже применяется не национальный законодательный акт высшей юридической силы, а нормы международного права.

 

Однако, по мнению большинства ученых эти и подобные им права далеки от прав, присущих института международной правосубъектности. Следовательно, вывод может быть только один: транснациональные компании не являются субъектами международного права.

 




infopedia.su

Территория со смешанным режимом - это... Что такое Территория со смешанным режимом?


Территория со смешанным режимом

ТЕРРИТОРИЯ СО СМЕШАННЫМ РЕЖИМОМ — районы, не входящие в состав государственных территорий, но в отношении которых каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов, а также на охрану природной сферы этих районов. К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега) и экономическая зона (морское пространство шириной до 200 миль от берега). В означенных пределах прибрежное государство вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов.

В соответствии с действующим уголовным законодательством (п. 2 ст. 11 УК РФ) преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, признаются совершенными на территории Российской Федерации.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.

  • Территориальный принцип действия нормативных актов в пространстве
  • Технико-юридические нормы

Смотреть что такое "Территория со смешанным режимом" в других словарях:

  • ТЕРРИТОРИЯ СО СМЕШАННЫМ РЕЖИМОМ — район, не находящийся под суверенитетом государства и не входящий в состав государственной территории, но в отношении которого каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Территория — У этого термина существуют и другие значения, см. Территория (значения). Территория (лат. territorium)  часть поверхности земного шара с определёнными границами. Территорией прежде всего называется земельное пространство, на которое… …   Википедия

  • Государственная территория — часть территории Земли, на которую распространяется суверенитет государства. Основными признаками государственной территории являются ее: а) принадлежность определенному государству и б) верховенство. Пределы государственной территории страны… …   Элементарные начала общей теории права

  • Глава 15. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц — Глава 15 ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ Действие нормативно правовых актовВремя действия закона (правовое время) …   Элементарные начала общей теории права

  • Граница — (Border) Содержание Содержание 1. Виды границ 2. Государственная 3. Установление границ 4. Обозначение границы 5. Регламентация пересечения границы 6. Охрана границы 7. Граница как объект архитектуры 8. Граница Граница — это реальная или… …   Энциклопедия инвестора

  • Организация экономического сотрудничества и развития — Страны  члены ОЭСР. Тёмно синим показаны страны основатели ОЭСР, голубым  страны, присоединившиеся к организации позже Организация экономического …   Википедия

  • Посольство — …   Википедия

  • Колония — В Викисловаре есть статья «колония» См. также: Римская колония У этого термина существуют и друг …   Википедия

  • Геноцид — Причинение смерти   Убийство Заказное убийство Массовое убийство Детоубийство Отцеубийство Причинен …   Википедия

  • Анклав — C  анклав страны А, окруженный её территорией. Он же  эксклав страны B. Анклав (лат. inclavatus  «закрытый, запертый», лат. clavis  …   Википедия

elementary_law.academic.ru

23. ТЕРРИТОРИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ. ВИДЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ТЕРРИТОРИЙ

Территория в международном праве – это весь земной шар, включая его сухопутные и водные пространства, недра и воздушное пространство над ними.

В пределах перечисленных пространств различают:

1) территории государств;

2) территории с международным режимом;

3) территории со смешанным режимом.

В зависимости от вида территории каждая из них имеет определенный международно-правовой статус и режим.

Отличительной особенностью государственной территории является то, что она находится под суверенитетом конкретного государства. Территория государства имеет международно признанные границы, что достигается заключением с соседними государствами договоров о границах. В пределах своих границ государство устанавливает правовой режим территории на основе национального законодательства и международных договоров, которые оно заключает с заинтересованными иностранными государствами.

К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами государственных территорий и находятся в общем пользовании. Статус и режим таких территорий определяется международным правом; государственный суверенитет на такие территории не распространяется, за исключением территорий искусственных островов, установок и сооружений, которые в соответствии с современным международным морским правом государство может строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.

К территориям с международным режимом относят открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей в соответствии с международными договорами государств (демилитаризованные территории, нейтрализованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике договором от 1 декабря 1959 г.

Типичным примером пространства с международным режимом является космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, находящиеся за пределами Земли. Космическое пространство открыто для исследования и использования любыми государствами в интересах всего человечества в соответствии с принципами и нормами международного права.

К территориям со смешанным режимом относят пространства Мирового океана – прилежащие зоны, континентальный шельф и исключительные экономические зоны. Отличительной особенностью статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства осуществляют в их пределах суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных живых и минеральных ресурсов.

К территориям со смешанным режимом относят также международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых имеются действующие международные договоры (Шпицберген).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о