Части реки описание и схема 4 класс – 4 |

Урок географии в 6-м классе "Реки. Части реки. Речная система"

Цель урока: Cформировать представление о реке и её частях; речной системе и её элементах; элементах речной долины; порогах и водопадах; причинно-следственных связях (зависимость направления течения реки от характера рельефа).

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России, картины равнинной и горной рек, порогов и водопадов.

Ход урока

 1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Отгадайте загадки.

В неё льётся,
из неё льётся,
Сама по земле плетётся.(Река)

Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.(Река)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.(Река)

Вы уже поняли, что тема урока «Реки». Открываем тетради и записываем тему.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты. Вспомните гоголевские строки: «Чуден Днепр при тихой погоде…», «Редкая птица долетит до середины Днепра…».

Или у Пушкина:

Плеская шумною волной,
В края своей ограды стройной,
Нева мешалась, как больной
В своей постели, беспокойной.
Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури…

В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки.

Расскажите о виденной вами реке.

А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река?

Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Рисунок 1.

Каждая река имеет русло, исток, устье, притоки.

Изобразите в тетради данную схему.

Дайте определение терминов: русло, исток, устье, приток.

Ребята, а как река может начинаться? Назовите возможные истоки рек.

Об истоке реки Волги поэт Н. Палькин написал такие строки:

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо —
Русская великая река.

Рисунок 2.

Устья у рек могут быть разные. Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты чаще всего имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря или озера при впадении реки, несущей большое количество наносов.

По физической карте России и полушарий приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуария. Запишите примеры (рис. 2).

Определите по картам атласа истоки и устья рек Лены, Оби, Нила, Амазонки.

Какое общее направление течения имеют эти реки?

Запомните! Реки показывают от истока к устью.

Покажите правильно реки на карте.

Большинство рек являются притоками других. Например, река Москва – левый приток реки Оки, река Ока – правый приток реки Волги.

А как определить левый это приток или правый? (Надо мысленно встать лицом к устью реки, т. е. по направлению её течения. Если река впадает справа – правый приток, слева – левый).

 Определите, какой приток у Енисея Ангара? У Оби - Иртыш?

Что такое речная система? Вернёмся к рисунку 2. Нам его надо дорисовать.

Где берёт начало главная река? (В озере)

Где берёт начало приток? (

В горах – ледники)

Где ещё могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике)

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника, приток, берущий начало из болота.

Сколько всего притоков получилось? (Три)

Что же такое речная система? (Главная река со всеми притоками образует речную систему)

Сравните своё определение с определением в учебнике.

Поработаем с картой атласа. Опишите реку Обь по плану:

Название реки.

  1. Исток реки.
  2. Устье реки.
  3. Направление течения.
  4. Правые и левые притоки.

Рисунок 3.

Сколько речных систем здесь изображено?

Перенесите рисунок в тетрадь и фломастером проведите границу между ними.

Найдём на карте р. Обь и р. Волгу, реки Енисей и Лена. Что является границей между ними?

Прочитайте в учебнике, как называется граница между речными системами?

Ребята, что происходит с влагой, выпавшей на сушу в виде осадков? (Испаряется, просачивается, стекает в реки). Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Рисунок 4.

Установите, что является бассейном реки Лены?

Определите, что является бассейном реки Обь?

Ребята, мы живём в бассейне реки Дон. Кто-то из вас, возможно, никогда не видел эту реку.

Она находится от нас довольно далеко. Но представьте себе, что влага, выпавшая у нас в виде осадков, обязательно когда-нибудь попадёт в эту реку.

Вспомните, что такое русло реки?

Русло реки находится на дне более широкого понижения в рельефе, называемого речной долиной.

Рисунок 5.

Послушайте сообщение о речной долине, по мере рассказа зарисовывайте в тетрадях схему речной долины и подписывайте её части.

Речная долина – относительно узкое, вытянутое в длину, извилистое углубление, образованное работой стекающей по руслу воды. Долина имеет русло, пойму, террасы.

Русло – самая низкая часть долины, занятая водным потоком.

Пойма – нижняя часть долины, регулярно заливаемая в половодье.

Терраса – естественная горизонтальная или слабонаклонная площадка.

Проверьте свою работу.

Рисунок 6.

Река Печора впадает в Северный Ледовитый океан, но большинство рек Восточно – Европейской равнины текут на юг. Почему? Где находятся истоки этих рек? Могут ли реки течь в другом направлении?

Реки бывают горными и равнинными.

Рисунок 7.

Рисунок 8.

О Тереке М.Ю. Лермонтов написал:

Терек воет, дик и грозен,
Меж утёсистых громад,
Буре крик его подобен,
Слёзы брызгами летят.

Или Н.В. Гоголь: «Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои».

Установите не менее четырёх отличительных признаков горной и равнинной реки.

Ответьте на вопрос: что влияет на направление и характер течения рек?

Рисунок 9.

Часто на реках, особенно на горных, образуются пороги – выходы твёрдых пород, нагромождения камней, пересекающих русло. Река, перепрыгивая их, бурлит, пенится.

А, падая с высокого уступа, реки образуют водопады.

Рисунок 10.

Выступления учащихся о водопадах Анхель, Виктория, Ниагарский.

3. Закрепление

Мы с вами изучили новую тему. Что узнали на уроке? Какие новые понятия выучили?

Проверим, как вы усвоили материал?

Тестирование. См. Приложение 1.

4. Итог урока. Выставление оценок

5. Домашнее задание

Читать параграф. На контурной карте обозначить реки, названные в тексте.

Литература:

  1. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2002.
  2. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии. М., Просвещение, 1991.
  3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. М., «Вако», 2005.
  4. Хрестоматия по физической географии. Сост. Максимов Н.А. М., Просвещение, 1981.

Тест — Приложение 1.

urok.1sept.ru

Описание реки Волга по плану

1) Название.

Волга.

2) Где находится исток реки.

Исток Волги находится на Валдайской возвышенности, у деревни Волговерховье

3) Какое течение: быстрое или медленное.

Течение реки медленное, Волга — равнинная река.

4) Притоки реки Волга.

Основные притоки: Ока, Кама, Вазуза, Шоша, Медведица, Малога, Керженец, Сура, Ветлуга, Самара, Большой Иргиз, Еруслан.

5) Куда впадает река.

Впадает в Каспийское море.

6) Как река изменяется в разные времена года.

Для Волги характерны весенние паводки, вызванные таянием снегов, осенние паводки, вызванные дождями, низкий уровень воды в остальное время года.

Ледостав происходит в ноябре-декабре, вскрытие реки происходит в марте-апреле.

7) Растения и животные реки Волга.

В реке обитает более 70 видов рыб, в том числе лещ, судак, вобла, щука, сом, осетр, стерлядь и многие другие.

В водах Волги растут многие интересные растения — лотос, рогоз, тростник, кувшинка, водяной орех, рдест.

По берегам реки можно увидеть таких птиц, как пеликаны, цапли, гуси, утки, кряквы, лебеди.

В дельте Волги водятся кабаны.

8) Использование реки человеком.

Волга — крупнейшая транспортная артерия европейской части России. По реке ходят грузовые и пассажирские суда. На Волге построены несколько крупных гидроэлектростанций. Воды реки используются для снабжения городов, промышленных предприятий, орошения сельскохозяйственных земель, в животноводстве.

На Волге развито рыболовство и рыбоводство, здесь много прекрасных зон отдыха.

9) Как люди влияют на реку Волга.

Волга считается очень загрязненной рекой, так как протекает через множество крупных городов, с развитой промышленностью.

10) Что люди делают для охраны реки Волга.

Разработана программа “Сохранения реки Волга” которая предусматривает существенное сокращение сточных вод, строительство многочисленных очистных сооружений, работы по углублению русла реки, его очистке и подъему затонувших судов.

Ежегодно 20 мая проводится День Волги, когда тысячи людей принимают участие в экологических мероприятиях по очистке берегов реки.

По берегам реки создано несколько заповедников, в том числе  Астраханский заповедник, расположенный в дельте Волги.

gdz-okrmir.ru

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему "Наши реки"

2.

Актуализация знаний

Словесный:

Ответы на вопросы

2-3

Начнем наш урок с повторения.

Я раздала вам листочки с условными обозначениями. Ваша задача состоит в том, чтобы соотнести условные обозначения с названием условного обозначения.

Обменяйтесь листочками, поставьте плюс около правильного ответа. Теперь давайте проверим по эталону.

Молодцы! Двигаемся дальше.

Отвечать на вопросы, анализировать.

Л: мотивация к новому

учебному материалу.

3.

Постановка уч. Задачи и ее решение

Словесный:

Постановка целей и задачей урока

3

Чтобы узнать тему нашего урока, посмотрите на доску. Вам дан ребус. Попробуйте отгадать, что же за слова спрятаны в нем. Назовите их. (Наши реки).

Кто может сказать, какие водоемы бывают кроме рек? (Озеро, пруды, родники, болота.)

А какие это водоемы? (Все эти водоемы пресные.)

В болоте нельзя купаться, а в реке, озере и пруде можно.

В реке и роднике вода течет, а в болоте, озере и пруде вода не течет.

Из реки, родника и озера можно пить воду, а из пруда и болота – нет.

Родник, обычно маленький из него самая вкусная вода, она полезная.

Кто назовет обобщающее название таких водоемов?

Попробуйте определить тему и цель нашего урока. (Тема:  «Наши реки», цель: изучить реки России, умение находить их на карте)

Отвечать на вопросы.

Формулировать тему урока, определять цели и пути их достижения.

К: формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний;

К: целеполагание;

Л: мотивация

4.

Решение частных задач

Словесный метод.:

Ответы на вопросы

Работа с учебником:

Чтение текста

Словесный:

Рассказ учителя

25

Какие водоемы мы с вами будем сегодня изучать? (Пресные водоемы)

Верно. А более пристально мы  сегодня будем изучать реки.

Отгадайте загадку, что нам поможет в изучении рек:

Мы пойдем по разным странам,
Проплывем по океанам,
Будем сильными, отважными –
На одном листе бумажном. (географическая карта)

Объясните значение понятий «карта», «географическая карта», «масштаб». (Карта — чертёж поверхности Земли, небесного тела или звёздного неба; масштаб — уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.)

Расскажите о картах, которые вам известны.

Расскажите правила чтения карты.

Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного о реках.

Ребята, рассмотрите картинки  на слайде, обсудите с соседом по парте и расскажите,  что изображено на них. Какой из водоемов вы считаете лишним? Почему?

(Там, где чайки – пруд. С волнами - море. Где мост – речка. А с камышом – болото. Лишним будет море, потому что там вода соленая, ее пить нельзя.)

Послушайте, что о пресных водоемах нам расскажет учебник.

Реки всегда имели особое значение в жизни людей. По берегам рек наши предки устраивали свои поселения, многие из которых постепенно превратились в большие города. Реки были водными дорогами, которые связывали разные уголки страны. Реки бывают разные: малые и большие, равнинные и горные, мелкие и глубокие…

Так что же такое река? Прочитайте, пожалуйста, определение реки на слайде. (Река - природный водный поток, текущий в выработанном им углублении - постоянном естественном русле. В каждой реке различают место её зарождения - исток реки и место (участок) впадения в море, озеро или слияния с другой рекой - устье.)

Ребята, как вы думаете, что такое исток реки? Что может быть истоком реки?

Исток, начало реки, откуда ее воды «истекают».

Истоком может быть ручей из родника, болото, вершина горы. (Слайд)

Какие еще части реки вы знаете? (устье, приток)

Устье – место впадения реки в море, или другую реку или озеро.

Притоки – маленькие реки, которые вливаются в большую.

Как определить, какой берег левый у реки, а какой правый? (Если встать по направлению течения реки лицом к ее устью, то левый берег будет слева, а правый справа.)

И соответственно притоки тоже будут левые и правые. (На слайде ПРИТОК ЛЕВЫЙ или ПРАВЫЙ)

Так какие же бывают реки? (Большие и маленькие. Узкие и широкие. Полноводные. Мелкие, быстрые, шумные горные, равнинные.)

И еще мы с вами узнали, какие части есть у реки. Какие? (РУСЛО, УСТЬЕ, ИСТОК, ПРИТОК.)

Итак, давайте повторим с вами, с какими частями реки мы с вами познакомились? Посмотрите на слайд.

Какая часть реки изображена на первой картинке? (Русло.)

А какое это русло, какой реки? (Извилистое русло. Равнинная река.)

Хорошо! На второй картинке, что мы видим? (Горная река. Быстрое течение.)

Как еще можно назвать это место реки? (Исток.)

А на третьей картинке, что изображено? (Устье реки, впадающей в большую реку.)

Что еще можно сказать об этих реках? (Маленькая река это приток большой.)

А  как мы это определили? (Видно, что течение волны делает по направлению к большой реке.)

Что вы мне расскажите о четвертой картинке? (Это устье. Это видно по волнам, они вливаются в большую реку.)

А куда впадает маленькая река? (В большую реку. В море. В озеро.

Реки впадают не только в другие реки, но и в моря и озера.)

А сейчас, ребята, откройте свои рабочие тетради на стр.  и с помощью учебника самостоятельно выполните задание 1.

Кто готов рассказать о частях реки, которые у вас получились?

Сейчас мы с вами устроим водную экскурсию по рекам Южного Урала.

Вот наш кораблик он проведет нас по главным рекам нашего Урала. И еще у нас есть экскурсоводы, которые расскажут нам об этих реках.

Кто знает, как называется главная река нашего города? (Миасс)

Да, верно! По ней нас прокатит на нашем кораблике наш первый экскурсовод.

А вот вторая река, по которой нас прокатит на нашем кораблике экскурсовод, носит название Урал.
Очень интересно! Ребята, скажем «спасибо» за экскурсию нашему экскурсоводу.

То, что нам рассказал одноклассник, это только малый перечень рек Южного Урала, на самом деле их ещё очень большое количество, например: Юрюзань, Ай, Аксарка, Аша, Белая, Большая Сатка, Чусовая, Сим, Увелька, Уфа и так далее.

Слушать учителя, смотреть презентацию, отвечать на вопросы.

Воспринимать новую информацию, читать текст, отвечать на вопросы.

Слушать легенду.

Анализировать. Отвечать на вопросы. 

Рассказывать и показывать главные реки на карте.

П: дополняют и расширяют знания;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

6.

Закрепление

Практический: Работа в рабочей тетради

Работа в парах

3-4

А сейчас поработаем по вариантам. Выполните задание номер 3. Первому варианту достается левый столбик, второму варианту – правый столбик.

Давайте проверим, верно ли вы соединили реки и города.

Работают в рабочей тетради.

Работать по рядам.

К: уметь работать в парах, договариваться друг с другом,формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний.

nsportal.ru

РЕКИ. ЧАСТИ РЕКИ. РЕЧНАЯ СИСТЕМА

Открытый урок по географии в 6 классе

по теме „РЕКИ. ЧАСТИ РЕКИ. РЕЧНАЯ СИСТЕМА“.

Цель урока: Сформировать представление о реке, её частях, частях речной системы и долины. Научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по условным топографическим картам, определять левый и правый берега, притоки левые и правые, притоки I, II, и т.д. порядка.

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: „исток“, „устье“, „дельта“, „эстуарий“, „русло“, „приток“, „приток I порядка“, „приток II порядка“.

Тип урока: Исследование.

Элементы ОМСОО: Река, речная система.

Формы контроля: Фронтальный, тестовый.

Ведущие понятия урока: Речная система, исток, устье, приток.

Номенклатура: Лена, Волга, Миссисипи, Енисей, Темза.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Опрос.

Задания на проверку знаний:

  1. Расскажите, как образуются ледники?

  2. Чем лёд в леднике отличается от обычного льда?

  3. Есть ли ледники в нашей местности? Почему?

    1. Изучение нового материала.

Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

Между гор, между дол

Бежит белый конь.

  • Вы уже поняли, что тема урока … (Река).

  • Итак, открываем тетради, записываем тему (число, классную работу).

  • Попробуйте дать определение понятию, что такое „река“? (Дети отвечают, дают свои определения).

  • Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учебнике: Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.

Если определения совпали, даётся отличная оценка учащимся, а если есть резкие отличия, следует ответить: почему не обратили внимание на эту деталь определения.

  • Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради реку, используя в рисунке составные части.

  • Какая река расположена вблизи нашей деревни? Небольшое сообщение о реке Зюзелга.

Один ученик работает у доски. На ней изображена река:


горы

озеро


МОРЕ

  • Подписать: исток, устье, русло, приток:

горы

озеро


исток приток

главное русло

устье

МОРЕ

  • Дайте определение терминов: ИСТОК, ПРИТОК, УСТЬЕ, РУСЛО.

По мере определения терминов на доску помещаются таблички с определениями терминов:

Исток – начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

Устье – место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, море, озеро, водохранилище.

Русло – самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды.

Приток – водоток, впадающий в другой, по отношению к этому, другому.

Эстуарии – воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря.

Дельта – форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло.

  • Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Запись в тетради делается в виде схемы:

устье


дельта

эстуарии


Лена

Енисей

Волга

Темза

Миссисипи

Св. Лаврентия

  • Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная система? Вернёмся к рисунку. Нам его следует дорисовать.

  • Где берёт начало главная река? (В озере)

  • Где берёт начало приток? (В горах – ледники)

  • Где ещё могут брать начало притоки? (Например, в болоте, роднике)

  • Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота:

горы

озеро


исток

болото родник


главное русло

устье

МОРЕ

Ученики выдвигают версии до тех пор, пока не скажут, что есть левые и правые притоки?

  • Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева, – то левый)

  • Посмотрите на притоки, берущие начало в горах и из родника. Что вы можете сказать о них? (Они левые)

  • У вас не возникает вопрос: как их различить, если они оба левые?

  • Один из них первого порядка, а какой-то второго. Как бы вы их назвали? (Тот, который впадает первым – первого порядка, тот, который впадает в приток первого порядка – второй.

горы

озеро


левый

исток приток I порядка

болото родник


приток II порядка

правый приток

главное русло

устье

МОРЕ

  • Это и есть речная система. Сделайте подзаголовок своего рисунка в тетради. Прочитайте в учебнике, что такое речная система.

Речная система – главная река со всеми её притоками.

  1. Главная река.

  2. Исток главной реки, устье главной реки.

  3. Левые и правые притоки.

  4. Притоки I,II,II и т.д. порядков.

Ответ:

  1. Обь – главная река.

  2. Исток г.Алтай, в месте соединения р.Бия и Катунь. Устье – Карское море.

  3. Левый приток – Иртыш.

  4. Приток I порядка – Иртыш, II порядка – Ишим.

  • Работа с контурными картами: с. 26, подписать следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи.

Если ученики не успевают, то можно дать как домашнее задание.

  1. Домашнее задание: §30 п.1,2 Работа в контурных картах.

infourok.ru

Презентация по окружающему миру «Реки


2,014
просмотров

Текст этой презентации

Слайд 1

Окружающий мир2 класс Тема урока: Реки. С голубого ручейка начинается река

Слайд 2

Река – постоянный природный поток воды на поверхности суши.

Слайд 3

Место рождения реки – исток.
Озеро
исток

Слайд 4

Истоком может быть
- родник - болото - озеро - ледник в горах

Слайд 5

исток
Озеро
Движение воды в реке называется - течением.

Слайд 6

В зависимости от течения реки бывают:
Равнинные Горные

Слайд 7

У горных рек течение быстрое

Слайд 8

У равнинных рек течение медленное

Слайд 9

Если плыть по течению реки, то справа будет правый берег, а слева - левый
правый берег
левый берег
исток
Озеро

Слайд 10

левый приток
В реку впадают другие реки и ручьи – притоки
правый приток
Озеро
исток

Слайд 11

исток
правый приток
левый приток
Озеро
Место впадения реки в другой водоём называется - устьем
устье

Слайд 12

Подпиши истоки и устья рек, левый и правый притоки. Определи направление течения и укажи стрелкой.

Слайд 13

Проверим себя!
1.Начерти схему реки и подпиши её части. 2. Направление течения реки укажи стрелкой.

Слайд 14

Слайд 15

3. «Справа от меня на правом берегу я увидел вкусную осину», - сказал бобр. Куда она плывёт: по течению к устью или против течения к истоку? Подчеркни правильный ответ.

Слайд 16

topslide.ru

Что такое река? Части реки и их определения

Река — разновидность водоемов планеты; постоянный природный канал, наполненный водой, которая движется по направлению понижения высоты за счет своей тяжести. Система в реке пополняется за счет подземных потоков, осадков, приливов, а также таяния снегов (когда снега и льды в жидком состоянии опускаются вниз). Водные потоки могут быть постоянного течения и временного, могут пересыхать сезонно.

Составные части реки:

  • исток;
  • устье;
  • речная долина;
  • пойма;
  • терраса;
  • притоки реки.

Исток

Место, в котором начинается жизнь любой реки, называется истоком. На географических картах данный район изображается как маленькая точка. Этим местом может служить участок подземных вод, который нашел выход на поверхность, либо источник — озеро, болото. Также часто истоком может быть участок, в котором сливаются две реки, образуя отдельную, новый поток.

Все водотоки имеют свое направление течения. Части реки (речная система) — все берут свой особенный режим, исходя из характеристик истока. Ведь именно он оказывает немаловажное влияние на оставшуюся территорию потока. Достаточно часто эту часть затапливает во время паводков и половодья, поэтому находясь на истоке какого-нибудь водоема, следует быть бдительным и осторожным.

Устье

Река несет свои воды в место, которое называется устьем. Это место, в котором поток прекращает свою деятельность, иными словами, это конечный участок. Река обязательно впадает в другой водоем: это может быть море, озеро, океан, водохранилище или другая более крупная река.

Устья крупных акваторий могут иметь большую разветвленность, которая зависит от количества вод и мощности потоков. Такая особенность называется дельтой такого водоема, как река. Части реки, о которых идет речь, особо важны в хозяйственной деятельности. Именно в дельтах очень удобно строить порты, а земля в этих районах отличается особой плодородностью.

Еще один вариант широкого устья реки называется эстуарием. Образование такого устья происходит из-за значительных наносов и мелководного моря, в которое впадает водный поток. Нанося большие количества песчаных и твердых частиц рекой, они залегают на месте устья и покрываются масштабными участками воды.

Разница между дельтой и эстуарием в том, что дельта состоит из нескольких мелких течений, а эстуарий — это один широкий поток.

Долина

Речной долиной называется вытянутое и продольное понижение рельефа, по которому движется река. Она состоит из таких составляющих: русло, пойма, терраса и коренной берег.

В зависимости от форм рельефа, где течет река, части реки, а именно долина, могут быть горными и равнинными. Первый вариант обычно имеет значительную глубину и достаточно узкую ширину, а второй, напротив, характеризуется небольшими глубинами и большой шириной.

Речная долина может иметь разные формы, формирование которых зависит от ряда факторов: это могут быть особенности рельефа, эрозионные процессы или состав горных пород. Выходя их этих факторов, выделяют такие типы: каньон, теснина, ущелье и др.

Русло

Русло — это углубление, по которому вода течет постоянно. Оно может иметь разные формы, благодаря чему извивается река. Части реки (если быть точнее, русло) могут значительно меняться на протяжении всего своего пути. Такие изгибы называются меандрами. Также русло может изменять свою глубину — более глубокие участки называют плесы (максимальная глубина — фарватер реки), мелкие — перекатами. Когда водный поток резко обрывается и падает с высоты, это место называется водопадом.

Пойма

Пойма — часть долины, которая во время половодья заполняется водой. Края поймы легко определить – обычно они имеют крутой склон.

Терраса и коренной берег

Склоны долин могут иметь ступенчатый рельеф. Эти ступени называют террасами. Они могут быть аккумулятивных, эрозионных и цокольных форм происхождения.

Коренной берег — граница водотока. Выделяют правый и левый берег реки.

Притоки

Притоки — это меньшие водотоки, которые впадают в больший поток. Но иногда случаются исключения: меньшая считается основной, а притоком — большая река. Части реки (потоки), которые впадают в направлении правого течения, называют правыми притоками, в направлении левого — левыми.

Главная река со всеми ее составляющими и всеми притоками называется речной системой. Самая многоводная акватория системы считается ее центром, именно она и дает название всей речной системе. Обычно названиями занимаются гидрологи (ученые, разбирающиеся в структуре водоемов).

Любая река имеет свои параметры и характеристики:

  • длина водотока — это протяженность реки от своего истока до устья;
  • площадь водосборного бассейна — количество всех вод, вместе с притоками;
  • годовой сток воды — количество вод, стекающих за год;
  • густота речной сети — количество речных притоков;
  • падение и уклон реки.

Части реки и их определения представлены в статье; запомнить названия и то, что они собой представляют, не составит труда и будет полезно каждому.

fb.ru

Из каких частей состоит река?

Люблю сидеть на берегу реки и смотреть на бегущую воду. Откуда ты бежишь, река, и куда держишь путь свой? Да и вообще, из каких частей состоит река? Решила я узнать ответы на эти вопросы и поделиться с вами.

Из каких частей состоит речка

Горные реки отличаются бурным течением, а равнинные спокойно и неторопливо несут свои воды извилистой змейкой. Но при этом все реки одинаковы тем, что имеют в своём составе:

  • Исток.
  • Русло.
  • Притоки.
  • Устье.

Исток - это то место, где река берёт своё начало - горное озеро или родник, находящийся на возвышенности.

Русло - природный канал, по которому течёт вода, а всё, что окружает бегущий поток - живописные берега, песчаные пляжи, называется речной долиной.

Притоки - это ручейки или небольшие речушки, которые вливаются в главную, делая её шире и больше.

Устье - то место, где она заканчивает свой путь, передавая накопленное водное богатство озеру или океану, а может, и другой реке.

Какие сюрпризы может скрывать река

Пойма - явление, когда от таяния снега река выходит из берегов и заливает часть долины. В больших и полноводных реках встречаются плёсы - глубокие места, и даже омуты-водовороты, очень опасные участки, куда может и затянуть.

Обратное течение рек

А разве такое возможно? Как ни странно, такое случается. Есть такая река в России - Волхов, берёт начало из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро. Из-за небольшого уклона и происходят чудеса. Когда выпадают большие дожди в месте её истока, и уровень воды сильно поднимается, капризная красавица отворачивается и несёт свои воды в обратную сторону, к озеру Ильмень.

Необычный перекрёсток

Природа любит пошутить. Вы никогда не встречали перекрёсток двух рек? А ведь такое уникальное явление существует: в Польше пересекаются две реки - Велна и Нельба, на смешивая свои воды и не сливаясь между собой. Был даже проведён эксперимент, в одну реку влили синюю, в другую красную краску. В точке пересечения синяя протекла поверх красной. Учёные объяснили такой феномен разностью температурного фона и несовпадением скорости течения.

travelask.ru

0 comments on “Части реки описание и схема 4 класс – 4 |

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *