Совершенствование педагогической техники – Учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы педагогического мастерства» 2004

Методики совершенствования педагогической техники. Педагогическая техника и ее виды

zwezdo4et.ru
  • Артроз
  • Раны
  • Кости
  • Разрыв
  • Травма
  • Онемение
  • Массаж
  • Ушиб
  • Гимнастика
  • Вывих
  • Лекарства
  • Растяжение
  • Ожог
  • Перелом
...
  • Артроз
  • Раны
  • Кости
  • Разрыв
  • Травма
  • Онемение
  • Массаж
  • Ушиб
  • Гимнастика
  • Вывих
  • Лекарства
  • Растяжение
  • Ожог
  • Перелом

Методики совершенствования педагогической техники. Педагогическая техника и ее виды

zwezdo4et.ru

Совершенствование педагогической техники. Что такое педагогическая техника

Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением. Владение педагогической техникой позволяет учителю и воспитателю более эффективно решать задачи обучения, воспитания, осуществлять взаимодействие с учащимися. С помощью конкретных приемов и средств педагог может ярко, образно и выразительно донести до школьников, студентов свои мысли, чувства, гражданские и профессиональные ценности.

Техника в справочной литературе характеризуется как «совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве» (Словарь русского языка; под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова. М.: Оникс, 2007. С. 559). В педагогических словарях педагогическая техника определяется как комплекс общепедагогических и психологических умений учителя, помогающих ему добиться оптимальных результатов в работе (Загвязинский В.И.), как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий (Рапацевич Е.С.), как совокупность умений и навыков, обеспечивающих оптимальное поведение учителя и его эффективное взаимодействие с детьми в различных педагогических ситуациях (Коджаспирова Г.М.).

Термин «педагогическая техника» был введен в оборот педагогической науки и практики известным отечественным педагогом А.С.Макаренко в 20-е годы прошлого столетия. А.С.Макаренко подчеркивал, что «Педагогическое мастерство может быть доведено до большей степени совершенства, почти до степени техники» (Макаренко А.С. Из опыта работы // Пед. соч. в 8 т. Т.4. М., 1984. С. 368-369). Развивая эту мысль, педагог подчеркивал, что такие «пустяки»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть стали решающими в его профессиональной деятельности. Искусство постановки голоса, искусство тона, взгляды, повороты – все это нужно, и без этого не может быть настоящего воспитателя.

Большое внимание педагогической технике в профессиональной деятельности учителя уделял В.А.Сухомлинский. Выдающийся педагог-гуманист подчеркивал, что способность владеть собой, держать себя в руках, настроить себя на задушевный разговор с воспитанниками способствует эффективной организации учебно-воспитательного процесса. Особое внимание В.А.Сухомлинский обращал на умение общаться с учащимися. «Я твердо убежден, - писал педагог, - что множество конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить с учеником» (Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании // Народное образование. 1967. № 2. С. 42).

В современной российской педагогике вопросы педагогической техники получили развитие в трудах А. Гина, В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, Л.И. Рувинского, Н.Е. Щурковой. Специалисты выделяют в педагогической технике две основные группы умений. Первая группа связана с умениями управлять собой, вторая – с умениями управлять другими людьми в первую очередь учащимися, воспитанниками. К умениям управлять собой педагоги-теоретики относят технику и культуру речи, включая постановку дыхания и голоса, дикцию, логичность и выразительность речи. Педагога-мастера отличает умение говорить грамотно, красиво и внятно, при этом, используя невербальные, в частности, паралингвистические средства: выразительно интонировать свою речь, точно выражать в слове мысли и чувства. Другим элементом педагогической техники является пластика. Пластика включает владение телом, в том числе умение педагогически, целесообразно использовать мимику, жесты, осанку, позу, движения в общении с воспитанниками. Выразительный взгляд, поощряющая или ироническая улыбка, точный жест, доброжелательная поза нередко оказываются в педагогическом взаимодействии более эффективными средствами общения, чем многословные пояснения или замечания.

Важную роль в педагогическом процессе играют умения педагога управлять своим эмоциональным (психическим) состоянием, поддерживать у себя оптимальный уровень эмоционального (творческого) напряжения и оптимистический, доброжелательный настрой, организовывать для себя эмоциональный отдых. Эти умения обеспечивают учителю и воспитателю профессиональный самоконтроль, помогают в течение многих лет сохранять здоровую нервную систему, избегать нервных срывов, эмоциональных и интеллектуальных перегрузок.

Для организации эффективного педагогического взаимодействия учителю необходимо также овладеть некоторыми элементами актерских и режиссерских умений, которые помогут ему в общении с воспитанниками оказывать влияние не только на их ум, но и на чувства, наиболее полно передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Умения управлять собой связаны с социально-перцептивными способностями, которые включают внимание, наблюдательность, воображение, владение эмоциями, настроением. Педагогу важно уметь снимать излишнюю психологическую напряженность, занимаясь саморегуляцией, уметь создавать творческое самочувствие. И, наконец, важным компонентом в характеризуемой группе умений является умение учителя одеваться с учетом профессиональной этики.

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умениями воздействовать на личность и коллектив. Эти умения раскрывают технологическую сторону процесса воспитания и обучения. К ним относятся дидактические, организаторские, коммуникативные умения, умение принимать педагогически целесообразные решения (Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие; под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. М., 2001. С.73). Эти вопросы более подробно рассмотрены в учебниках по педагогике и по теории и методике воспитательной деятельности. В данном пособии мы сосредоточим внимание на характеристике умений, приемов и средств, которые необходимы будущему педагогу-воспитателю для эффективного управления собой.

Следует отметить, что во взаимодействии с обучающимися все умения учителя, преподавателя вуза в области педагогической техники проявляются одновременно. Речь сопровождается жестами, мимикой, движением. Непрерывное самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств и т.д. Начинающему педагогу достаточно сложно управлять собой в педагогическом процессе. В классе он напоминает человека, который впервые сел на велосипед или за руль автомобиля: он не уверен, что надо сделать вначале, а что потом, забывает выполнить

paruchiere.ru

Совершенствование урока посредством использования современной педагогической техники "Конструктор"

Современный урок – это грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен.

Значит в уроке:

  • принципы должны четко проявляться на каждом этапе;
  • цели урока должны реализовываться;
  • структура урока, поурочные отборы и организация материала, средства обучения и контроля должны соответствовать характеру концепции и целевой направленности урока.

Поэтому неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика.

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”.

Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока.

Применение современной педагогической техники “Конструктор” апробировано в общеобразовательной школе № 4.

Разработан алгоритм деятельности по применению техники “Конструктор”:

  1. Обязательное обозначение основных разделов урока и обозначение их буквами.
  2. Изучение разных приемов и их комбинаций.
  3. Структурирование всех приемов в “Конструкторе”.
  4. Тематическое планирование с введением раздела “Конструктор”.
  5. Создание собственного “Конструктора” уроков. (Смотри таблицы 2,3 в приложении)

Работа по алгоритму строится следующим образом:

Обозначение основных разделов урока может быть следующим:

  • Начало урока.
  • Объяснение нового материала.
  • Закрепление, тренировка, отработка умений.
  • Повторение.
  • Контроль.
  • Домашнее задание.
  • Конец урока.

Любой из разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинациями, то есть приемы, по сути, и есть элементы конструктора урока. Конструктор урока представлен таблицей 1. Пользуясь данной таблицей, как универсальной подсказкой, учитель в соответствии со своими целями обозначает формулу конкретного урока. Например: А1, Б2, В5, Д6, Е1, Ж5. Что означает: начинаем урок с интеллектуальной разминки, изучение нового материала начинаем с использованием приема “Удивляй”, закрепление идет в виде “Игры в случайность”, на уроке проводится фактологический диктант, задание задается массивом, итог урока проводим, обсуждая домашнее задание.

Приемы педагогической техники, описанные в конструкторе урока – это совокупное творчество учителя, так как систематизированы приемы, взаимосвязанные между собой. Все приемы легко применимы в условиях современной школы.

При использовании “Конструктора” значительно возрастает многообразие уроков, уроки можно готовить значительно быстрее, творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень.

Конструктор урока будет “дышать” и изменяться, как живое существо. Какие-то приемы окажутся не нужны – и вы исключите их из таблицы. А возможно, впишите свои фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор, А.Гин привел возможную его форму (таблица 1). Конструктор, разработанный А.Гином (1) взят за основу при проектировании уроков природоведения и был разработан собственный конструктор уроков (таблица2), в который добавлены методические приемы, используемые в практике проведения уроков биологии.

Ниже приведены некоторые методические приемы, используемые в собственном конструкторе уроков.

1. Интеллектуальная разминка

Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” - можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.

Разминку можно проводить по разному:

  • Что лишнее (Земля, Марс, Луна, Венера) и т.п.
  • Обобщить – что это (бактерии, животные, растения, грибы – это царства)
  • Что пропущено – логическая цепочка (береза, растение = волк, …….)
  • Какое слово скрывается (фотамсеар - атмосфера) и так далее.

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы.

Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

2. “Да-нетка”

Или Универсальная игра для всех.

Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых, что ставит учащихся в активную позицию.

“Да-нетка” учит:

  • связывать разрозненные факты в единую картину;
  • систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • слушать и слышать соучастников.

Например, на уроке “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать вопросы:

  • Это планета земной группы? - нет;
  • Это планета – гигант? – да;
  • Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
  • Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

Учитель может использовать игру для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке, да и не только…

Бывает, вопрос задается некорректно или учитель не хочет давать ответ из дидактических соображений, и тогда он отказывается от ответа заранее установленным жестом.

3. Удивляй! Отсроченная отгадка

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Необходимо найти такой угол зрения, при котором даже обыденное, становится удивительным.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание “здесь и сейчас”, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени, добиться этого помогает следующий прием. Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Например, на уроке “Три состояния воды” легко заставить ребят удивляться.

“Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде. Что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств”.

4. Фантастическая добавка

Необходимо дополнить реальную ситуацию фантастикой. Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, которой обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение\животное и рассмотреть его в реальном биоценозе.

Урок “ Луна – естественный спутник Земли”. Предлагается задание: “Представьте себе, что вы высадились на Луне. Что нужно взять с собой для прогулки и изучения нашего спутника.”

Этот прием необходимо сделать более инструментальным, технологичным. Но для этого сначала желательно собрать картотеку примеров его применения в различных учебных темах.

5. Идеальный опрос

Формула: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Опроса нет – значит, сэкономится время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на “5” (ученики поднимают руки) на “4”, на “3”? Спасибо…

6. Игра в случайность

Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора

Там, где правит бал случай, - там азарт. Пробуем поставить и его на службу. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикарную, как в телевизионной игре “Что? Где? Когда?”, достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот – вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик. Кроме рулетки используют игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий, вынимаем бочонки русского лото, с номером учащегося в журнале, запускают бумажный самолетик – в кого попадет…

Тема урока “Барометры. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Снеговая линия в горах.” урок начинаем с “игры в случайность” – проверка выполнения домашнего задания в печатных тетрадях – кидается 4 кубика и сумма выпавших очков укажет на номер ученика в журнале, у которого проверить тетрадь или спросить об опыте, который делали дома.

7. Пресс-конференция

Заранее рассказать учащимся, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны, ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы, позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Ребята составляют вопросы по заданной теме. Внимание: а что же делать после того, как вопросы составлены? Теперь их следует разбить на “кучки”: - вот те вопросы, на которые мы можем сейчас ответить, и сделаем это на уроке; - вот те, на которые можно найти ответ в литературе; - вот те, на которые ответ, возможно, не знает пока никто. Дополнительно можно: организовать опрос учащихся по наработанным ими вопросам; - провести конкурс на самый интересный, сложный, важный, оригинальный вопрос; - организовать взаимоопрос учащихся по наработанным ими вопросам; - использовать некоторые вопросы как темы будущих докладов учащихся.

8. Графический диктант.

Учащимся предлагается от 10-и до 20-и вопросов-утверждений, если они согласны с утверждением ставят значок ; не согласны значок ; если не знают - ____. В итоге на бумаге появляется ломаная линия, проверить правильность выполнения диктанта можно с помощью “ключа” очень быстро.

Графический диктант на уроке “Со

urok.1sept.ru

«Приёмы педагогической техники, как инструментарий мастерства учителя»

Тема: «Приёмы педагогической техники, как инструментарий мастерства учителя»

Цель: познакомить коллег с новыми приёмами пед. техники и способствовать их внедрению в образовательный процесс.

Здравствуйте уважаемые коллеги, наш педсовет, посвященный приёмам пед. техники, я бы хотела начать со слов известного украинского педагога и физика Анатолия Александровича Гина.

«Школу делает школой учитель. Учителя разные – ведь они вырастают из разных учеников. Художник учится смешивать краски и наносит мазок на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические приемы….».

В подтверждении данных слов, я бы хотела отметить, что мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немного крепких профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы. Сильных педагогических приемов не так уж много – часто хороший профессионал активно пользуется двумя-тремя секретами.

Педагогическая техника – совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей.

Действительно, в арсенале у учителя есть много приёмов, умений и навыков, но я бы хотела остановиться на одном из элементов педагогического мастерства – это «техника и культура речи».

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот при прочих равных условиях — уровне знаний и методическом мастерстве — достигает больших успехов в учебно-воспитательной работе. Компоненты культуры речи педагога:

1. Грамотность построения фраз.

2. Простота и ясность изложения.

3. Выразительность:

а) интонация и тональность;

б) темп речи, паузы;

в) динамика звучания голоса;

г) словарное богатство;

д) образность речи;

е) дикция.

4. Грамотное произношение слов из обыденной жизни:

а) правильное ударение в словах;

б) исключение местных диалектов.

5. Правильное использование специальной терминологии:

а) исключение режущих слух фразеологических оборотов;

б) исключение лишних слов;

в) исключение жаргонных и модных словечек.

6. Немногословие.

7. Речедвигательная координация.

Твердое знание грамматических правил дает возможность педагогу правильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, осмысленный характер, что облегчает учащимся восприятие и понимание учебного материала, команд и т. д. Иначе могут случаться казусы. Так, один учитель в плане воспитательной работы написал: «Приучать детей к еде с закрытым ртом». Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержательность, логическую последовательность, понятность.

Второй составляющей культуры речи педагога являются простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания учащимися форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усвоить. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления педагога, на образности и жизненности приводимых для пояснения примеров.

Третьей составляющей культуры речи является выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

Дикция — ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз, облегчает понимание учащимися речи педагога. Небрежность в произнесении окончания слов («проглатывание»), гнусавость — эти недостатки дикции могут быть устранены педагогом, если он будет систематически упражняться как самостоятельно, так и под руководством специалиста по технике речи.

Четвертой составляющей культуры речи педагога является грамотное произнесение слов из обыденной речи. Встречаются, например, ошибки при постановке ударений в словах. Так, некоторые педагоги говорят «килОметр» вместо «киломЕтр», «понЯли» вместо «пОняли» и т. д.

Очень важна прав. осанка, кот-ой помогают занятия спортом, спец. приемы. Очень важен самоконтроль уч-ля, умение взглянуть на себя со стороны глазами детей. Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернутся лицом к классу, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуется движение вперед и назад по классу. а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, уч-ль как бы дает отдохнуть слушателю.

«Где хороший учитель, там и хорошо воспитанные ученики...» (Д.С. Лихачёв)

И с этими словами нельзя не согласиться, хороший учитель, на мой взгляд, это тот учитель, который начинает свою работу с себя. И уметь грамотно и понятно подать свою речь должно быть одним из его достоинств. Перед тем, как будет оглашено решение педагогического совета я хотела бы с вами поделить упражнением для развития техники речи и дыхания.

33 Егорки

Во время произнесения речи нужно держать дыхание, особенно если говорить вам придется долго. Для тренировки дыхания существует интересное упражнение «33 Егорки». Для его выполнения нужно произнести текст: на дворе, на пригорке стоят 33 Егорки. Затем приступаем к пересчету Егорок: раз Егорка, два Егорка и так далее. Егорок должно быть столько, насколько у вас хватит воздуха. Нужно стремиться добраться до 33-х Егорок. Упражнение позволит вам не выдохнуться и после получасовой речи оставаться в форме.

Решение педсовета следующее: включать игровую технологию в образовательный процесс как можно чаще, использовать в учебной деятельности как можно больше деловых и дидактических игр, использовать данную информацию при работе с учениками и родителями.

Спасибо коллеги, за внимание, надеюсь, вы переняли себе от меня частичку новых знаний, потому что нам всегда есть чему поучиться друг у друга.

infourok.ru

А.А. Гин "Приёмы педагогической техники"

ДИРИЖИРУЕМ УРОКОМ

ЧЕТКАЯ КОМАНДА

Урок. Учитель показывает на одну из первых парт и произносит: "Свободная парта". Хозяева парты быстро собираются и освобождают ее, пересаживаются на другие места. Вопросов не задают. Что происходит?

Действия учеников по команде "Свободная парта" заранее оговорены, и даже отрепетированы. Учитель дает такую команду, если ему для определенной формы работы нужна одна из первых парт.

Формула: учитель отрабатывает с учениками несколько ЧЕТКИХ команд. 

Команду можно считать ЧЕТКОЙ, если есть совершенно понятная, не допускающая отклонений технология ее выполнения. В некоторых случаях такие команды экономят много сил и весьма полезны с точки зрения дисциплины.

Пример.
Кому не знакома такая сцена: сдается контрольная работа. Учитель уже распорядился. Один списывает у соседа, пользуясь толчеей и неразберихой. Второй кричит - я забыл тетрадь подписать! И, как бы подписывая тетрадь, лихорадочно доделывает работу. Третий перекрикивается со сходным вариантом - ответ сверяет. Немногим лучшим дело обстоит, если тетрадь собирает дежурный. Тогда можно пронаблюдать бой гладиаторов не за жизнь - за тетрадку. Не спасает положение и такой способ: тетради передают с задних парт на передние. Основная причина в том, что ребята в состоянии стресса. Стремление "доделать" оказывается сильней других внешних сигналов. А общая неразбериха и нервная обстановка раздражает и педагога, который не справляется с обстановкой, и школьников. Что не лучшим образом скажется на перемене и последующих уроках.

Но возможен и другой сценарий. Во первых, любая контрольная завершается за пять минут до звонка. И завершается она четкой командой: "Работа окончена". По этой команде ученики СРАЗУ ЖЕ откладывают в сторону ручки, карандаши и т.п. Обмануть в этом случае нельзя - пишущий заметен. Учитель собирает взгляды детей на себя и очень спокойно, намеренно тихо, 2 - 3 минуты беседует с ребятами о контрольной. Ну как, устали? Что было не понятно? Ответы? Пожалуйста... У тебя неправильно? Не переживай, может только в расчетах ошибся...

Главная цель - успокоить, войти в нормальный режим. Теперь по одному человеку на ряд - тетради собраны. И последняя хитрость - за 2-3 минуты до завершения учитель предупреждает об этом - например, звуком маленького колокольчика.

И опять Автор, рискуя быть назойливым, повторит: выполнение четкой команды отрабатывается, репетируется до контрольной работы.

Пример.
Команда "Внимание". По этой команде ученики прекращают любую деятельность (работу с текстом, обсуждение в группах, решение задач...) и сосредотачиваются на учителе. Особенно важно отработать такую команду, если на уроках неизбежен "рабочий шум" (деловые игры, лабораторные и практические работы...). Тогда учителю не придется говорить, перекрывая многие голоса - фактически кричать.

ДИАЛОГ:

- Не напоминает ли это немного казарму... Хочется больше человеческого тепла, что ли... Слишком технологично.
- Вспоминаю старый добрый фильм: "Звуки музыки". Помните? Там мужчина остался один с детьми. Их было то ли пять, то ли семь. Он им отдавал команды свистком. Не потому, что не любил. А потому, что четкая организация и ритм позволяли нормально выжить в такой ситуации. В том числе и освободить время для спокойного человеческого общения. И еще: нет ничего добрее для человека, чем хорошая технология. Плохая технология - это вредные продукты, загаженная природа, ломающиеся вещи... Хорошая - комфортная жизнь и чистый воздух. Хорошая технология в образовании - прочные знания + здоровая психика. И время для задушевных разговоров тоже найдется.
- А оправдано ли время, затраченное на отработку четких команд?
- Такие команды отрабатываются только для часто повторяющихся случаев. Один раз отработали - много раз пользуетесь. В большинстве случаев достаточно трех-четырех команд для успешной работы в классе.

 

НЕВЕРБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

(или, в переводе, - несловесное управление)

Где проще всего спрятать дерево? Правильно - в лесу. Подобное растворяется в подобном... Но причем здесь наши уроки?

Основную учебную информацию учитель передает голосом. Дисциплинарные замечания, управляющие действия - тоже. И это уменьшает их эффективность, ибо "подобное растворятся в подобном". И это создает дополнительную нагрузку ученику.

Потому-то и появился маленький колокольчик как инструмент управления в приеме "четкая команда". Его звук отличается от звука голоса. Именно такой - отличающийся - звук уместен для команды "внимание" при рабочем шуме. Можно хотя бы громко хлопнуть в ладони. Правда, Автор только недавно "прозрел", что не каждый умеет хлопать громко!

К счастью, руки могут не только хлопать... Руки могут многое. Они могут взять на себя не менее половины управляющих сигналов на уроке.

ФОРМУЛА: учитель использует для управления классом несловесные команды. 

Пример. (Из практики Автора)
Боевое крещение я получил, учась на третьем курсе университета. Тогда мне поручили - а больше некому было - вести физику в очень хулиганском восьмом классе. Да еще брать его пришлось посередине учебного года. Скоро - учебный практикум. А это куча приборов на столах, пересадки с парты на парту, необходимые и поэтому разрешенные разговоры на уроках... Самое страшное в такой ситуации - потерять управление. За три урока до начала стали отрабатывать поведение на Практикуме. 5 минут в конце каждого урока - самая настоящая дрессировка. Конечно, в форме игры. Примерно так: "А теперь - шумим. Разве это шум - Сергей, я же знаю, как ты умеешь шуметь!" Три хлопка - и полная тишина!!! Нет, еще быстрее! Мы добились полного внимания за секунду. Плохо... Надо за пол секунды!"

* * *

Есть известное житейское наблюдение: мы любим не столько тех, кто нам помог, сколько тех, кому помогли сами. Этот психологический эффект в основании следующего приема.

 

ДАЙ СЕБЕ ПОМОЧЬ...

... и польза от этого будет великая. Обоюдная польза. Например, ребята могут разработать очень качественный дидактический материал. Конечно, под Вашим руководством.

Пример.
Каждый успевающий ученик 11 класса получал задание: оформить по три задачи из повторяемых тем. Каждая задача выписывалась на отдельном листе. На другом листе приводилось ее решение и выделялись промежуточные результаты. Через несколько лет учитель получил сборник контрольных работ на все темы 9 - 10 классов. Контрольные состояли из 30 - 40 вариантов трех степеней сложности. То есть каждый ученик получал свой отличающийся вариант, и никаких проблем со списыванием... Кстати, силами тех же учеников работы аккуратно оформлены - каждый вариант на сложенном пополам - как маленькая книжечка - плотном листе формата А4. И проверять контрольную - одно удовольствие. Ведь к ней приложена тетрадь со всеми разобранными задачами и промежуточными результатами. По такой тетради, опять-таки, контрольную проверят старшеклассники.

Чтобы обозреть множество дидактических полезностей, которые могут дать Ваши ученики, вернитесь к списку типовых творческих заданий [стр...]

Конечно, прием не сводится к разработке дидактики и помощи в проверке. Это и доклад, часть урока, а то и полные уроки, которые проведут старшеклассники в младших классах. Это и ученики-лаборанты на практических работах...

Формула: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. 

Главное правило - помощь не бывает "из-под палки". Если кто-то делает что-то в "добровольно-принудительном порядке" - не будем ждать от него хорошего отношения.

ДИАЛОГ:

- Ставить ли оценки за помощь?
- Прежде всего, не забыть поблагодарить. Не в спешке обронить казенное "молодец", а так, чтобы ученик поверил в искреннюю благодарность. Это главная оценка. Что же касается отметки, то тут все неоднозначно... Отметка не может быть платой за услугу. Никогда не ставил отметки за помощь в проверке тетрадей, например. Или за то, что кто-то разносил пробирки по партам. А вот за составление кроссворда по темам повторения - да. Надеюсь понятно, почему... И еще: если ученик разработал применяемый в дальнейшем материал - ну хотя бы задание контрольной работы - то на нем обозначено: разработал такой-то.
- А можно ли специально организовывать ситуацию, в которой требуется помощь?
- Наверное, да. Особенно в младших классах. Во всяком случае, мне известны примеры, когда учителя делают это искусно.

Пример.
Сергей Ефремов из Рязани (преподаватель курса развития творческого воображения на базе ТРИЗ) рассказывал, как конструировал такие ситуации. - "Ой, мне нужен еще один карандаш". Тотчас же множество дружественных рук первоклашек тянется к учителю с предложением помощи. Карандаш берется у низкостатусного ученика, который нуждается в психологической поддержке...

Пример.
В лаборантской перепутались растворы. Кто поможет разобраться - что в какой пробирке? При таком вопросе всегда лес рук. Так подается обычное задание на выявление растворов индикаторами... [поделилась Осипова Валентина Михайловна, г. Самара]

 

ВВЕДИТЕ РОЛЬ

ФОРМУЛА: ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль. 

Учитель читает лекцию. Передает некоторый пласт знаний, теорию или гипотезу, набор фактов. Как только произносится нечто, что может вызвать у учеников сомнения, взметается вверх рука и следует реплика: "А я не верю! Докажите, что..." Это действует "Фома неверующий". Непростая роль. Но зато помогает усвоить материал и оживить лекции. К концу урока или его теоретической части слово берет "связник". Его роль - найти связь сегодняшнего материала с ранее полученными знаниями, в том числе и по другим учебным предметам. А может быть, на этом уроке лучше ввести роль "подводящего итог"? Он скажет, какая мысль, (вывод, результат...) на уроке была, по его мнению, главной.

Есть в классе и "спонсоры знаний". Это те, к кому может обратиться за помощью отставший по болезни ученик. Иногда на "сцене" урока появляются "почемучки". Их роль (это может быть один или несколько учеников) - подготовить серию вопросов к фронтальному устному опросу (Приемы устного опроса - отдельный раздел в книге). Пусть сами и проведут этот опрос. И получат за него оценку.

Интересная роль - "штурмана". Это группа учеников, задача которых разработать программу повторения какой-то давно пройденной темы. Конечно, по согласованию с учителем. Если предыдущие роли можно было условно назвать "дидактическими", то теперь поговорим об организационных. Вот роль, которая при некоторых условиях - решать учителю - может быть долговременной. Это - "адвокат". Почетная и уважаемая роль. Все жалобы учеников по домашнему заданию (непонятно, слишком много и т.д.) теперь не сваливаются многоголосым хором на голову учителя, а рассказываются, пишутся, передаются адвокату. А он защищает их интересы. Конечно, роль может осуществиться, если учитель серьезно к ней относится и дает адвокату реализовать свои права. Что не означает необходимости "идти на поводу". Кстати, и спорные вопросы об оценках по письменным работам в большинстве своем отпадут на стадии разговора ученика с адвокатом, если последний знает предмет. Впрочем, спорных оценок практически не бывает, если учитель... Стоп! Автор опять забежал вперед. Разговор о приемах оценивания впереди...

"Психолог". Эта роль вводится тогда, когда в "королевстве не всё спокойно". В конце урока "психолог" оценивает атмосферу урока, степень ее дружественности, или наоборот. Он вправе сделать в тактичной форме (подскажите ему - как) замечания любому участнику урока, в том числе - учителю. "Анатолий Александрович! После ответа Виктор остался зря стоять у доски целых 5 минут..." или "Вы обещали спросить Иру и забыли..." Учитель: "Да, а я и не заметил. Извини, Виктор. Как будем поступать в дальнейшем, если я опять увлекусь?", "Виноват перед Ирой. Давай на переменке решим, как быть?" А иной раз так приятно услышать: "всё было здорово. Всегда бы так."

"Хранитель времени". Он записывает на полях своей тетради-конспекта время, когда Вы начинаете новую линию урока. И сдает учителю листок такого вида: - устный опрос - 12.40 - объяснение темы - 12.45 - разбор задачи - 13.00 - самостоятельная работа в группах - 13.10 - обсуждение урока + разбор д/з - 13.20. Таким образом, учитель сможет сверить хронометраж реального урока со своим планом. Где затянул время и почему? Стоило ли это делать... Хороший способ научиться "чувствовать кожей" урочное время.

Итак, типовые роли:
- Фома Неверующий - связник - спонсор знаний - почемучка - адвокат - штурман - подводящий черту - психолог - хранитель времени

ОТКРЫТАЯ ПРОБЛЕМА: Какие еще роли могут быть? С какими трудностями сталкивается учитель, применяя этот прием? Какие роли хорошо работают в младшей школе? Что из них применимо в детском саду или Вузе? Пишите... Интересные находки мы будем публиковать в сборнике "Педагогика+ТРИЗ". Естественно, с указанием Вашего авторства. 

ДИАЛОГ:

- Дидактические роли даются только сильным ученикам? - Смотря какие. Смотря в какой стадии использования ролей. Если эти приемы новы для класса, то первопроходцами пусть будут сильные. Не будет "грехом" даже подсказать начинающему "Фоме", в каком месте ему надо бы "возмутиться".
- Мне кажется, что "адвокатом" лучше всего быть самому авторитетному в классе ученику. А роль "Психолога" я бы поручила классному хулигану. - Поэкспериментируйте! Советую относиться к этому немножко как к игре. Учтем только, что роли в большинстве своем стоит "тасовать". Пусть разные ученики побудут в разных ролях. Только не забудьте потом рассказать, что у Вас получилось.
- Как часто менять роли? - "Хранитель времени" - сравнительно длительная роль. Сначала обычно ученик просто забывает аккуратно проставлять время. Но через несколько уроков это делается автоматически, без затруднений. Пусть ученик побудет в этой роли месяц. А "Подводящего итоги" или "Вопрошателей" можно менять от урока к уроку. А можно и не менять некоторое время - учителю виднее.
- А не слишком ли всё это сложно? - Если вы с понедельника раздадите все роли, то вероятность провалиться не мала. Роли нужно вводить постепенно.
- Какую роль нужно вводить первой? - Какую Вы считаете нужной. В процессе работы Вы сами решите, когда, на какое время, какие роли нужны. К тому же совсем не обязательно, чтобы на всех уроках использовались роли. Ведь это только один из многих приемов управления классом...
- А можно поделиться? У меня на уроках в начальных классах работает роль "Дежурного по словарю". Перед уроком он выходит к доске и повторяет с остальными слова, правописание которых можно проверить только по словарю. - Замечательно!
- У меня вопрос: если "связник" или "подводящий итоги" будут делать неправильные выводы, каковы действия учителя? - Ну и что? Вы можете с ними не согласиться. Можете использовать их мнения для диалога. Можете и просто промолчать... Благодаря любому из этих действий ученики после уроков лишний раз поговорят о Вашем предмете. А Вам того и надо.

 

Еще один простой прием организации обратной связи:

МОРДАШКИ

Для старших групп д/с или первых классов

ФОРМУЛА: ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками. 

Например, вот таких: (рисунок не представлен - прим. ДК) 
Хорошее

Урок начинается с того, что каждый ребенок показывает одну из "мордашек", соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок сам осознает свое состояние и делится этим с учителем, что повышает самоуправляемость ребенка. Сверхэффект: дети видят внимание к себе. А учителю дается возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроить на работу. Показом "мордашек" можно и завершить урок. Если улыбок стало больше - урок удался!

 

Для старших классов другой прием обратной связи - резюме.

РЕЗЮМЕ

ФОРМУЛА: ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю... 

Резюме проводится раз в неделю или в месяц.

Некоторые типовые вопросы: 1. Что нравится на уроках? 2. Что не нравится на уроках? 3. Можешь ли учиться лучше по предмету? 4. Что мешает учиться лучше? 5. Какие действия учителя считаешь неправильными? 6. Поставь отметку учителю по 10-бальной системе. Обоснуй ее. 7. Поставь себе отметку по 10-бальной системе? Обоснуй ее.

Но про крайней мере один раз в каждом классе проведите резюме обязательно. Иногда можно увидеть довольно неожиданное мнение о себе и своих уроках.

Пример.
Полина К. преподает черчение. На одном из семинаров автора она рассказала: "Завуч часто говорит мне, что я не умею работать, и дети плохо относятся к моим урокам. Я чувствую, что это не так, но не могу возразить. А в последнее время - человек я внушаемый - и сама стала сомневаться. Что мне делать?" Через месяц Полина случайно встретила автора: "Я провела резюме по Вашему совету. И сейчас чувствую себя гораздо увереннее. Завуч была не права..."

Конечно, в резюме можно "схлопототать" по первое число. Бывает. В архивах автора сохранилось самое жесткое резюме, которое ему пришлось получить. Произошло это после очередного 2-х - часового занятия кружка "Изобретатель".

Пример.
Форма резюме была такой: - Что не понравилось на занятии? - Что понравилось? - Какие вопросы остались после занятия? - оценка работы преподавателя и своей?

Вот оно, резюме шестиклассницы Светы:
Мне очень не понравилось занятие в пятницу. Во-первых, начали не в 16, а позже, во-вторых, было много бесполезной информации. Зачем Вы так долго говорили о Латвии, о конкурсах в журнале "Костер". Единственное, что было важно и интересно для меня, как говорится, для ума и для сердца, это рассказ о тризовских кружках Викентьева, где кроме ТРИЗ преподают журналистику, и о семье Мурашковских. Честно говоря, мне что-то не верится, чтобы мальчик пяти лет мог так рассуждать. И упражнение типа "Барьер". Зачем Вы так долго говорили о том, что очень важно уметь брать интервью, но не показали даже на примере, как из человека выманивать информацию, и задали нам на эту тему домашнее задание?

Может ли быть такое: человек не может ударить другого человека, а потом, перешагнув этот барьер, спокойно убивать людей?

Преподавателю - 3 балла (почти все занятие - бесполезная информация). Себе - 3 балла (просто слушала).

Тем больнее, что столь низкая оценка за занятие была неожиданной. Я даже немного обиделся на Свету. Глупо и непрофессионально - но все мы люди... К слову сказать, за то же занятие другой кружковец, Саша Б., поставил 10 баллов. И сделал приписку: снизил бы Вам оценку, но пока не знаю, как делать лучше.

Строго? - Строго! И правильно. Автор призывает учителя культивировать строгое отношение к себе. Это хорошее условие для профессионального роста. Да и ученики тогда строгое отношение к ним принимают, как справедливое. Конечно, форма резюме может быть различной. Хочу привести один симпатичный пример из начальной школы. Резюме - не резюме, но что-то похожее...

Пример.
"Помогите мне!" - так называется маленькая тетрадочка, которая лежит на столе учительницы в 3 "А" классе.

Каждый может ее взять и сделать свои записи: задать вопрос, обратиться с просьбой, высказать пожелание, сообщить учителю о своих затруднениях - и сразу же получить совет, поддержку, помощь... Это все равно, что шепнуть учителю на ушко.
Посудите сами.
Светлана Анатольевна, вы очень быстро диктуете... Я не успеваю... Кира.
Давайте сходим в зоопарк на экскурсию и посмотрим зверей и рыб. Я хочу узнать побольше о них... Сергей.
Скажите Сереже, чтобы он меня не толкал нарочно... когда я пишу.... Инна
У меня пропала ручка... я ее оставила после чтения на парте, а на математике уже не нашла... Кто найдет, пусть скажет...
Давайте во время уроков делать паузы и заниматься физкультурой... а то когда сидишь долго, немного устаешь... Олег.
А можно нам смотреть вечером телевизор? Мама говорит, что нельзя, а я думаю, что если хочется, то можно, хотя бы чуть-чуть... Я хочу, чтобы на родительском собрании вы поговорили, можно смотреть или нет... Света
[Газета "1 сентября" 20 февраля 1993].

ДИАЛОГ:

- Резюме Вам сдано и прочитано. Что дальше? - После благодарности всем я зачитывал вслух несколько интересных фраз. Иногда - противоречащих друг другу. Без комментариев. Хотя удержаться от них трудно. Пару раз срывался и говорил: "Я с этим не согласен, хотя благодарю за честно высказанное мнение".
- Резюме анонимное? - Может быть, в определенных условиях, анонимные лучше. Но у меня ученики подписывались.
- А если боятся подписаться? - Это уже серьезный звоночек: что-то не так. Возможно, Вы здесь и не при чем. Просто кто-то уже использовал искренность ребят неэтично. Теперь они не скоро раскроются. Главное правило: быть благодарным за каждое мнение, хотя можно СПОКОЙНО не согласиться. Без нездоровых эмоций. Даже если задели "за живое". И тогда, пусть не сразу, Вам станут доверять. И дай бог Вам силы оправдать это доверие...

 

nsportal.ru

Приёмы педагогической техники

Много лет назад на глаза мне попалась книга Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники».

Мне понравилась идея конструктора урока у Гина и я стала использовать его в своей работе. Конечно за годы работы мой конструктор претерпел изменения. Какио-то кирпичики иотпали, появились новые.

Любой из разделов урока) у Гина может быть реализован разными приемами или их комбинациями. Т.е. приемы, по сути, и есть элементы конструктора.

Например, для создания интригующей ситуации в начале урока из всего разнообразия предлагаемых здесь приемов вы можете выбрать тот, который ближе всего подходит к теме, цели конкретного урока, а можете придумать и свой. Конструктор урока тем и хорош, что оставляет за учителем право на творчество. Я не буду рассказывать о каждом приёме.

Остановлюсь на игре «Да – нетка». Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет».

СВЕТОФОР” “Светофор” — это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой — зеленая. ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают “светофор” красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения “светофора” зависит от типа опроса. Есть два совершенно разных типа устного опроса Тип А — опрос по базовым вопросам, кото? рые учащийся ОБЯЗАН знать назубок. И здесь красный сигнал означает “Я не знаю!” Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — “Знаю!” — Чем это лучше, чем простое поднятие руки? — При использовании “светофора” ученик находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна, чем бы она ни была мотивирована. Сигналя “светофором”, ученик вынужден каждый раз явно — для себя и для учителя — зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания. —

При опросе типа Б учитель задает творческие вопросы, на них ученик не обязан знать ответ. И здесь зеленый цвет означает только одно: “Хочу ответить!” Красный цвет — “Не хочу”. Конечно, в этом случае неудачная попытка ответа не оценивается. Польза от “светофо ра” опять таки в активной позиции ученика.

ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА ФОРМУЛА 1: в начале урока учитель дает загадку (удиви тельный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. ФОРМУЛА 2: загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. Пример. — Я расскажу вам правдивую и удивительную историю В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться — что же всетаки произошло? (Не буду томить: крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Такой вход в тему эффективнее, чем традиционно школьное вступление: «А теперь мы будем изучать новую важную тему “Горение и управление его интенсивностью”».

Объяснение нового материала тоже может быть организовано по-разному.

НИЛ — это \ научноисследовательская лаборатория.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Предлагаю вашему вниманию прием «Удивляй!»

Например, на уроке «Три состояния воды» легко заставить ребят удивляться.

Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.

ЛОВИ ОШИБКУ! ФОРМУЛА 1: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки Пример. РУССКИЙ ЯЗЫК, 2 КЛАСС У некоторых детей сложилось неправильное представление, что буквы в, с, о, у и др. в начале слова всегда являются У: Пишет на доске “солнце” и вы7 деляет приставку с7. Д: “С” не приставка! У: Почему не приставка?

ПРЕССКОНФЕРЕНЦИЯ ФОРМУЛА: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них — повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания

ИГРЫ В СЛУЧАЙНОСТЬ ФОРМУЛА: учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Там, где правит бал случай, — там азарт. Для этого годится рулетка. Если трудно найти такую шикарную, достаточно иметь круг из картона со стрелкой на гвоздике. Можно и наоборот — вращать диск относительно неподвижного указателя. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача тема доклада, вызываемый ученик... Кроме рулетки используют игральные кости, подбрасывают вверх монетку (орел или решка), тянут жребий.

ЩАДЯЩИЙ ОПРОС2 ФОРМУЛА: учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов учеников.

Делается это так. Класс разбивается на две группы по рядам? вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто “+” или “–”. На следующий вопрос учителя отвеч ют ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и после ответа учителя выставляют ученикам второй группы отметку. Таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по 5 вопросам. Каждый ученик при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.

ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС (почти шутка) ФОРМУЛА: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Идеальный опрос — когда опроса нет, а функции его выполняются. Опроса нет, — значит, сэкономим время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на “5”? (Ученики поднимают руки.) На “4”? На “3”? Спасибо... Говорят: хорошего — понемногу. А идеального — еще меньше. Поэтому такой сценарий применяют нечасто.

ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ФОРМУЛА: проверять работы учеников выборочно. Те, которые учитель сочтет нужным проверить , или отобранные случайным образом: “перетасовал и вытащил”. Конечно же, такой способ проверки оговаривается заранее. Есть только один “подводный камешек”. Получив работы, нужно пересчитать их. Иначе кто-нибудь из сообразительных лентяев быстро поймет: работу можно не сдавать вообще, а учитель будет думать, что она просто не попала в “список избранных

ПОВТОРЯЕМ С КОНТРОЛЕМ ФОРМУЛА: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают.

СВОИ ПРИМЕРЫ ФОРМУЛА: ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.

Пример. МАТЕМАТИКА Учитель: — Итак, мы уже умеем находить площадь А теперь каждый из вас придумает задачу, при решении которой понадобится это умение.

Пример. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Тема урока: “Разделительный твердый знак”. Накануне урока по этой теме дети получают домашнее задание: найти в орфографическом словаре и выписать в тетрадь слова с разделительным твердым знаком

ЗАДАНИЕ МАССИВОМ ФОРМУЛА 1: любой из уровней д/з учитель может задавать массивом. Например, учитель дает десять задач из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее заранее оговоренного минимального объема задания

И еще один момент. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен “замахнуться”. И таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности. — Давая задачи массивом, нужно ли следить, чтобы были в нем как задачи явно посильные, так и довольно сложные? При задании массивом возникает соревновательность

ПРИЕМЫ ПОДАЧИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

НЕОБЫЧНАЯ ОБЫЧНОСТЬ Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным. Привнесите в него некую тайну, загадку... Конечно, не каждый раз. Конечно, загадку посильную. ФОРМУЛА: учитель задает домашнее задание необычным способом.

ИДЕАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется. И никакого волшебства... ФОРМУЛА: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

Пользуясь данной таблицей («Конструктор урока»)я в соответствии с целями составляет формулу (схему, структуру) каждого конкретного урока.

Применение современной педагогической техники «Конструктор урока» дает следующие преимущества:

  • значительно возрастает многообразие уроков

  • происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без конструктора трудно удержать в голове

  • уроки можно готовить значительно быстрее

  • творчество учителя переходит на новый, более высокий уровень

  • при подготовке к урокам уделяется большее внимание на организацию начала и конца урока, на дачу домашнего задания

  • разнообразные уроки повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения

Конструктор урока будет «дышать» и изменяться, как живое существо. Какие-то приемы окажутся не нужны, и вы исключите их из таблицы. А возможно, впишите свои, фирменные.

Комаренко Надежда Александровна МБОУ «Лицей им. Г.Ф.Атякшева»

videouroki.net

Статья "Развитие профессиональной компетенции классного руководителя через совершенствование приёмов педагогической техники"

Развитие профессиональной компетенции классного руководителя через совершенствование приёмов педагогической техники

(1 слайд) Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Устименко Наталья Викторовна. Я руководитель муниципального учебно-методического объединения классных руководителей города Славгорода. Хочу представить сегодня вашему вниманию обобщение опыта классных руководителей нашего МУМО по заявленной теме.

(2 слайд) Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Постоянно обогащать свой воспитательный потенциал-важная задача педагога, работающего с ученическим коллективом.

(3-4 слайд) Показателем качества деятельности классного руководителя является профессиональная компетентность, позволяющая ему квалифицированно решать проблемы воспитания школьников в соответствии с требованиями современного общества, критериями оценки качества образования.

( 5-6 слайд) Пристальное внимание общества к вопросам воспитания обусловило достаточно высокие требования к классному руководителю: он должен иметь высокий уровень квалификации, быть самостоятельным, инициативным, творческим.

( 7 слайд) С недавних пор вопрос о ключевых профессиональных компетенциях стал предметом широкого обсуждения. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. 23 сентября 2016 года в Барнауле прошла 7 Всероссийская научно-практическая конференция «Модернизация содержания общего образования и технологий формирования предметных и личностных результатов в рамках профессиональных сообществ», участником которой я являлась как представитель сообщества классных руководителей. На конференции уделялось внимание повышению и развитию профессиональной компетентности классных руководителей, которая реализуется через самообразование, а также индивидуальный практический педагогический опыт и его распространение на различных уровнях. Не секрет, что формирование и развитие учащихся в первую очередь предполагает высокий уровень профессиональной компетенции самих педагогов.

(8 слайд) Компетентностная готовность педагога к реализации деятельности классного руководителя включает:

- его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;

- его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.

В рамках реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта изменяются и подходы в роли классного руководителя. Развитие профессиональной компетентности классных руководителей возможно следующим способом:

  • через индивидуальный практический педагогический поиск;

  • через методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении;

  • через обучение на курсах повышение квалификации;

  • через применение в своей деятельности опыта коллег.

( 9 слайд) На сегодняшний день наше муниципальное учебно-методическое объединение классных руководителей принимает участие в работе краевого УМО, мы работаем третий год и в своей работе мы используем ориентиры и приоритетные направления, которые оно задаёт.

( 10 слайд) В образовательных организациях города в полной мере используется внутренний потенциал развития профессиональной компетенции классного руководителя: через систему наставничества, организацию работы школьного и муниципального методического объединений классных руководителей, обучение на курсах повышения квалификации классных руководителей, мониторинг эффективности деятельности классного руководителя, а так же обобщение опыта и проведение мастер-классов.

( 11 слайд) Полученный в процессе этой деятельности опыт позволяет классному руководителю стать компетентным в области формирования востребованной обществом социально активной личности.

( 12 слайд) Проанализировав работу, проделанную нами в течение трёх лет, изучив результаты самоанализа профессиональной деятельности классных руководителей и выявив дефициты, определили ряд условий для повышения результативности деятельности классных руководителей, а именно:

( 13 слайд)

  1. Поддержка и развитие мотивации деятельности классных руководителей, их стремление выполнять работу лучше;

  2. Повышение компетентности классных руководителей в сфере воспитания;

  3. Поддержка и развитие вариативности в деятельности классных руководителей.

(14 слайд) В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы.

(15-16 слайд) Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить  мониторинг, диагностику, прогнозировать результат,  творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.

(17слайд) Таким образом, повышение компетентности классных руководителей реализуется через:

  • индивидуальный практический педагогический поиск;

  • методическую и обучающую деятельность;

  • обучение на курсах повышения квалификации;

  • применение в своей деятельности опыта школьных коллег,

  • проведение мониторинговых исследований,

  • анализ воспитательной деятельности.

( 18 слайд) Все перечисленные принципы и приёмы педагогической техники, на основании которых развивается профессиональную компетентность предполагают активное вовлечение обучающихся в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга, а классный руководитель умело их направляет, что позволяет повысить результативность их совместной деятельности.

( 19 слайд) Спасибо за внимание!

infourok.ru

0 comments on “Совершенствование педагогической техники – Учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы педагогического мастерства» 2004

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *